Потребителей не судят

На прошлой неделе разразился скандал. В СМИ появилась информация, что районный суд чеченской столицы обязал «Газпром межрегионгаз Грозный» списать населению долги. В общей сложности девять миллиардов рублей.

Одна только сумма долга поразила воображение, но прокуратура Чечни будто нарочно решила подразнить остальных россиян своими формулировками. На сайте ведомства сообщалось, что задолженность копилась много лет и фактически стала безнадёжной к взысканию, а настойчивые требования «Газпрома» её оплатить только «создавали в обществе социальную напряжённость и могли повлечь протестные выступления». Суд счёл аргументы весомыми.

Что тут началось!

Головокружительная победа чеченской прокуратуры над монополистом вдохновила десятки регионов следовать её примеру. Депутаты Башкирии и Чувашии, Забайкалья и Татарстана, Красноярского края и Коми, Астраханской, Курской, Самарской и других областей потребовали, чтобы региональные правоохранители включились в борьбу за списание газовых долгов. Вспомнили про Конституцию, про единство правоприменительной практики, про равенство субъектов РФ.

Народ осмелел: если Чечне можно, то почему бы и нам не?.. Стали всерьёз рассуждать, что случится, если долги спишут всем. Обанкротится ли «Газпром»? Будет ли такое решение корректным по отношению к тем, кто исправно платил? Нельзя ли списать заодно с газом и другие долги за ЖКУ? В Госдуме пошли разговоры о коммунальной амнистии для самых бедных регионов.

СМИ ещё больше раззадоривали народ: рассказали, в частности, как осенью прошлого года отключили газ многодетной семье из Грозного и как этим фактом был недоволен глава республики. После того случая кресел лишились главы всех четырёх районов города – за «ненадлежащее исполнение обязанностей и некачественную работу с населением по вопросам, связанным с погашением задолженности за газ и электричество». Явно чувствовался намёк, что перспектива потерять работу очень повышает у чиновников эффективность борьбы за интересы граждан. 

А вот «Газпром» сразу стал выглядеть как-то не очень. Двадцать лет наивно ждал, что люди добровольно заплатят (в правительстве Чечни утверждают, что долг был накоплен ещё во времена военных действий). Прошляпил со сроками исковой давности (по данным прокуратуры, компания не подала вовремя в суд на должников). Наконец, пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов озвучил подозрение, что часть газа, за который «Газпром» просит плату, возможно, вовсе не была поставлена в республику, потому что долги возникли во время боевых действий – «когда трудно было даже определить, кто в каком доме жил, когда были сотни прорывов газовых сетей от снарядов». То есть вообще какое-то вымогательство получается.

Решение грозненского суда Каримов назвал «справедливым, основанным на объективных данных и сложившихся реалиях».

Госкорпорация, правда, обещает отыграться в апелляционной инстанции, но, по мнению Каримова, второй суд нужен лишь «для удовлетворения морального чувства» ответчика.

И ведь правда, двадцать лет спустя даже как-то смешно говорить о материальных интересах. Ну да, был долг. И что? Газа всем хватило. Финансово «Газпром» не пострадал – слава богу, тарифы у нас такие, что можно ещё пару республик содержать.

Впрочем, на Чечне, я думаю, списание долгов всё-таки закончится. Никакой коммунальной амнистии правительство не допустит. А то получится, что у нас газ – каждому по потребностям, а оплата за него – по способностям. Это уже, извините, коммунизм какой-то.

Александра КОРЕНЕВА