Школа экономики, или Как исправить ВВП?

Помню, как моя подруга Галка, вернувшись от руководителя диплома, бросила в сердцах на стол свой талмуд.

– Переделывать. Сказал, не хватает идеологической направленности. Ну конечно, «партия учит нас, что газы при нагревании расширяются», – к месту процитировала без пяти минут геологиня писателя-сатирика Александра Хазина.

Сколько воды утекло, уже и Союз давно распался, и компартия больше не рулит, а всё осталось по-прежнему.

Недавно из ФПУ (федерального перечня учебников) был исключён российский учебник по экономике фактически с той же формулировкой – «не способствует любви к Родине».

Возглавив Министерство просвещения, Ольга Васильева пообещала, что количество учебников резко сократится, а содержание книг «станет соответствовать современным и классическим представлениям о мире, науке и России». Намерения, говорю без тени иронии, благие. А то ведь уже до того дошло, что в школьных книгах можно встретить такое: «Волга впадает в Чёрное море» (Русский язык для 9-го класса, автор А. Шмелёв, издательство «Вентана-Граф»).

Так чем же на этом фоне провинился труд доктора экономических наук Игоря Липсица «Экономика. Базовый уровень: учебник для 10-11-х классов общеобразовательных организаций»? Что крамольного, «не соответствующего современным представлениям о России», нашли в нём эксперты? Издательство «Вита-Пресс» отмечает, что учебник «на протяжении многих лет был востребован общеобразовательными организациями, неоднократно переиздавался, имеет множество положительных отзывов педагогов». К слову сказать, положительные отзывы это учебное пособие заслужило и от двух Российских академий – наук и образования. Однако научно-методический Совет МО РФ (протокол № ОВ-№/08 пр от 26.01.2018 г.) принял решение о необходимости проведения дополнительной экспертизы, результаты которой не рекомендовали «Экономику» И.В. Липсица к использованию в школах.

Для возможности переиздания учебника автору предложили внести поправки, касающиеся «более корректного изложения современной экономической ситуации (с точки зрения её оценки) и истории её формирования», «исключения ряда вопросов для обсуждения, которые могут провоцировать негативную, неконструктивную дискуссию и не направлены на формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся». В частности, эксперты второй волны указали на отсутствие материалов «об импортозамещении как одном из направлений современной экономической политики, формирующих у обучающихся чувство гордости за страну».

Игорь Липсиц ответил на своей странице в Facebook: «Что же делать, моё понимание патриотизма было сформировано в далёкой молодости Грибоедовым (да-да, тем самым «Служить бы рад, прислуживаться тошно»), и предполагает оно всяческое содействие процветанию отечества и его народа, а не восхваление тех, кто им в данный момент управляет.

Так я, и вправду, давно ожидал, что такая моя позиция может стать неприемлемой для Минобра. Но переделаться уже не смогу – староват я для таких идеологических кульбитов...»

Зато современная статистика легко может «переделываться», если поручить её нужному человеку. В апреле 2017 года Росстат из прямого подчинения главе правительства перешёл в ведение Министерства экономического развития (МЭР). То есть ведомство, отвечающее за экономический рост в стране, теперь пользуется своей же статистикой. Концентрация абсурда кратно умножилась, когда пару месяцев назад Александра Суринова, руководившего Росстатом с 2009 года и дававшего объективные данные по экономике страны, сменил покладистый специалист из МЭР Павел Малков. Россияне и раньше не слишком доверяли статистике, ну а после того как спрогнозированный Центробанком рост ВВП в пределах 1,7% министр экономики РФ Максим Орешкин «поднял» до 2%, а Росстат в начале февраля вообще объявил о «рекордном» за шесть лет росте ВВП на 2,3% за 2018 год, убедились в бессмертности мысли Марка Твена: «Существуют три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика».

Тут снова впору припомнить советскую действительность, запечатлённую анекдотом, когда председатель колхоза спрашивает завфермой, можно ли надоить молока в два раза больше. Можно, отвечает тот. А в три раза, не унимается руководитель. Можно и в три, но это будет уже одна вода, поясняет заведующий. Цифры ВВП можно написать любые. Только вот как на такой «воде» воспитывать патриотов?

В смерти четырнадцатилетней школьницы из Сафоново Смоленской области, повесившейся в подъезде трёхэтажного дома 18 ноября 2018 года, наверное, можно было обвинить Игоря Липсица, не научившего девочку своим учебником гордиться Родиной. Но восьмиклассница не дожила до этого предмета в школе. Экономику она изучала на практике, о чём и написала за две недели до смерти Владимиру Владимировичу Путину. Сестра погибшей рассказала, с чем обратилась она к президенту. Девочка писала, что маме, которая работает санитаркой в больнице, платят очень мало – 10-12 тысяч в месяц, что их у мамы двое, нужно покупать в школу форму, необходимые письменные принадлежности, что денег не хватает...

Россия успешно борется с нищетой, манипулируя планкой достатка. И в среднем он выглядит прилично. Вот только по факту полстраны работает за еду, а значит, влачит рабское существование. Как сформировать у рабов гордость за свою страну?

Людмила ВОРОБЬЕВА