Новому поколению — искусство за гранью

Молодые художники считают, что стандарты - это уход от спонтанности, чувствования и человеку талантливому могут всё загубить.

    Ростов-на-Дону. «Книжный». Выставка, которая только-только завершилась. Небольшое помещение: на стенах - яркие картины. Ценители, кто с чаем и сушкой, а кто с бокалом игристого шампанского, внимательно изучали работы художников Кристины Григорьевой и Дмитрия Масалова. Объединение двух талантливых людей произошло в 2017 году, когда они и создали художественную студию Chris&Dave. Их искусство - смешанного характера: сочетает в себе разные стили (абстрактный экспрессионизм, символизм, иногда фигуративная живопись, поп-арт). Увидеть такие произведения – значит, перенестись в параллельный мир, лишенный стандартов. Еще свежи воспоминания о недавно прошедшей Несерьезной выставке Крис и Дэйва в ростовской галерее. Кот-бандит, лесной адвокат синего цвета, ленивец с глазами- бусинками, инопланетная пара и множество других работ – вот, чем она запомнилась посетителям. Новая же выставка также поразила необычным подходом художников к искусству. Творческий тандем с радостью согласился подробнее рассказать о себе и своих картинах.

    - Крис и Дэйв - это творческие псевдонимы? Ну, Крис, понятное дело, Кристина, а что насчёт Дэйва?

    Крис: Дима работал на американцев и, чтобы они свой язык не утруждали, назвался Дэйвом.

    Дэйв: Да я долгое время трудился в IT индустрии и ещё тогда назвал себя Дэйвом. Так проще. Для них Dmitry - вообще непроизносимо.

    - А когда появилось желание творить, создавать нечто ни на что не похожее?

    Крис: Когда Дима уволился, а я отчислилась из института. Мы поняли, что нужно чем-то зарабатывать.

    Дэйв: Я увольнялся с целью отдохнуть. Отложил деньги, достаточно много.

    Крис: А мне было все равно, чем заниматься.

    Дэйв: Год я не делал ничего. Потом начали потихоньку раскачиваться и года через полтора уже активно рисовали. Сначала делали это дома у мамы Кристины, потом сняли студию на Табачке. Всё стало серьезнее, создавали уже большие форматы. После сняли студию на Горького, и здесь состоялась первая наша персональная выставка. Какое-то время ещё поработали и переехали в Аксай. Чисто из экономических соображений поняли, что неудобно снимать в Ростове и квартиру, и студию, когда есть большой дом за городом. Пока обживались, у нас родились работы для второй персональной выставки, которую назвали Несерьёзной.

    Крис: На следующие вопросы я отвечаю, ты – молчишь.

    - Можете вместе на каждый, по очереди.

    Крис: Нет, это с ним не прокатит.

    - Учились ли вы в художественной школе, институте? Крис, наверное, как раз к тебе вопрос. Откуда ты уходила?

    Крис: Да, я занималась в художке сколько надо было, 7 лет. Потом пришла пора определяться с институтом. Я отучилась в РГУПСе, но вообще по профилю реклама. Перешла в ЮФУ и начала изучать графический дизайн. Задержалась ненадолго, всего лишь на годик. ЮФУ не повлиял на моё творчество в хорошем ключе. Не дай Бог кто-то из преподавателей причислит наши выставки к тому, что это именно он меня учил. Нет. Дима же не учился, рисовал просто в свой кайф.

    Дэйв: Нет, учился когда-то давно. Но не в художественной школе. Занимался с художницей. Хватило на несколько месяцев, так как надоел академический рисунок.

    - В целом, какое ваше отношение к художественным школам, институтам?

    Крис: Смотря какие школы, институты. Лучше всего ходить туда, где тебя не учат рисовать. В том смысле, где преподаватель не садится и не перетирает всё, что нарисовано, а ты потом идёшь и плачешься маме в трубку.

    Дэйв: Школы - это хорошо, однако учиться чтобы учиться – странно. А вот если хочешь приобрести какие-то определенные навыки - почему бы и нет? Вообще повезло, что мы живем в эпоху youtube и различных онлайн-курсов. Я, например, знаю многих художников, которые учились на youtube.

    - Должно ли современное искусство опираться на стандартной формы?

    Крис: Нет. Да какая разница? Это ж современное искусство!

    Дэйв: Если задача художника изобразить в контексте произведения форму, которая должна выглядеть как академическая, то, наверное, должно.

    Крис: А допустим, если чувак рисует красный квадрат, то зачем ему академизм?

    Дэйв: Стандарты - это уход от спонтанности, чувствования. Много предметов, таких как колористика или композиция, меня не интересуют. Я всё делаю интуитивно и считаю, что человеку талантливому, а таких большинство, подобные предметы могут зарубить всё. Приходит к нам как-то студентка художественного училища. Показываю ей работы, а она говорит, что нельзя так выстраивать композицию, по-другому ее учили.

    Крис: А у меня однажды одна спросила, о чём я думала, когда добавляла этот жёлтый на картине. Да я знаю? Взяла и всё. Откроешь учебник, а там сочетания цветов, которые преподают по колористике. Но, блин, скучно же! Зачем переносить цветовую схему на холст? Это настолько очевидно, что даже пошло. Однажды мы с Димой проводили на кухне эксперимент. Взяли скособоченную вазу и поставили её на стол. Начала я чертить построение, квадраты. Все, как надо. Смотрю на Диму, думаю, сейчас нарисует фигню. Как же без нужных овалов? В итоге, мою сжечь хочется, а у него ваза получилась.

    Дэйв: Нет, не хотелось сжечь. Просто очень архитектурная вышла, похожая на кусок здания.

    Крис: А мне хотелось! На кусок непонятно чего она была похожа. Тогда я поняла, что моё образование проиграло, мягко говоря. Это было не соревнование, а яркий показатель того, что не всё можно выстроить.

    - А в какой момент пришла мысль делать совместные выставки?

    Крис: K совместной деятельности душа давно лежала. Помню, когда еще училась в институте и рисовала перец, Дима советовал, как лучше. Такая совместная картинка получилась! Тогда у меня что-то щёлкнуло, и я поняла, зачем мы вообще вместе. До этого играли музыку вдвоем. Затягивало. У меня такого никогда ни с кем не было.

    - Класс! То есть вас соединило искусство?

    Крис: Ну, громко сказано. Вообще начали общаться ВКонтакте и скидывать друг другу песни. На этой почве изначально и сошлись. Короче, музыка нас связала, а потом всё переросло в картины.

    - Крис, в одном из своих постов в Инстаграме ты пишешь, что не любишь ходить на выставки, но при этом создаешь картины. Как так?

    Крис: Есть такая тема, что от каждой галереи остаётся определенной осадок. Либо ты выходишь на вдохновении, либо в нейтральном состоянии, что редко случается. А еще существует большое количество таких, после которых хочется взять и упасть. Нет сил, внутри тяжесть. Кажется, весишь тонну. Вот почему ненавижу некоторые галереи. По профессии я - художник, но это не означает, что должна любить какого-то определённого творца, обматывающегося своими пакетами и при этом рисующего.

    - Как родители относятся к творчеству? Поддерживают?

    Крис: После того, как появилась первая картина, да. На них сильно влияют деньги.

    - То есть были столкновения?

    Крис: Были столкновения, когда я отчислилась.

    Дэйв: Меня убеждали заняться бизнесом. Но когда продаются картины, то они становятся благосклоннее. Стандартное родительское поведение.

    Крис: В этом нельзя их винить.

    - Случаются ли творческие кризисы и как их пережить?

    Крис: Творческие – нет, а душевные бывают.

    - Но душевные ведь влияют на творчество?

    Крис: Нет. Мы включили в свою жизнь конкурсы, выставки. Хочешь - не хочешь, есть даты и будь добр к этому времени сделать работу. Можно через рёв рисовать, если поставлен срок. Такое планирование даже вытаскивает. Не было бы дат, я бы валялась.

    Дэйв: Творческий кризис - результат психологических проблем. Если им потакать и позволять влиять на жизнь, тогда они превращаются в творческий кризис. У нас с Крис не бывает подобных продолжительных состояний. Поскольку нет авторства над работами, несложно помочь друг другу, закончив картину.

    - Часто ли приходится выслушивать критику?

    Крис: Критику я слышала только от пьяных невменяемых мужчин.

    Дэйв: Да, от адекватных людей ее нет. Правда, некоторые друзья, не особо разбирающиеся, высказывают свое мнение. Говорят, как было бы лучше. Но это нормально. А какая-то негативная критика бывает очень редко, поэтому и удивляет так сильно.

    - Какой он, свободный художник?

    Крис: Независимый от денег.

    Дэйв: Мне бы это не пришло в голову. Думаю, тот, кто делает, что хочет.

    Крис: Значит, у него есть на это деньги… А может, и нет. Кто его знает.

    Дэйв: наверное, все-таки тот, кто не оглядывается на какой-то формат при создании произведений.

    Беседовала Дарья РЕНЖИГЛО

    фото автора