Почём нынче дебилоиды?

«Сука трусливая» в адрес некоего гражданина Путина – 30 тысяч рублей. «Негативная оценка лиц, обозначенных как “судьи”» – 30 тысяч. И «они совсем оборзели» в адрес судей, назначивших штраф за предыдущий комментарий, – тоже 30 тысяч. Я одного не могу понять: почему «дебилоид», адресованный тому же гражданину по фамилии Путин, стоит всего 15 тысяч. Сбой системы, что ли? 

«Закон о неуважении к власти», принятый в марте, успел хорошо погулять по российским просторам. Любой гражданин, в раздражении высказавшийся в адрес какого-нибудь большого начальника (а то и маленького начальничка), рисковал быть наколотым на вилку «от 30 до 100 тысяч», пока не последовал начальственный окрик. Ну, не окрик – мягкое указание от президента не в меру ретивым исполнителям: нельзя злоупотреблять нормой закона для того, чтобы ограничивать критику власти любого уровня. 

Оказывается, не стоило штрафовать жителя посёлка Изобильный Ставропольского края Ивана Пахно за то, что он назвал всё того же гражданина Путина «фарисействующим убожеством» – уж хотя бы за оригинальность стиля стоило простить. И уж точно не надо было заводить дело на Вячеслава Шоева из Абакана, который назвал губернатора Хакасии Валентина Коновалова «засранцем» (дело, кстати, уже закрыли). Или вот депутат от «ЕР» из Мордовии Татьяна Шишканова, которая исчерпывающе объяснила местному жителю, в какое место ему нужно засунуть резолюцию схода граждан… Ой, простите, перепутала: Шишканова у нас сама власть, а власть за неуважение к народу штрафовать не положено, так что ничего ей за это не было: приняли во внимание её «усталость от насыщенного трудового графика» и вынесли замечание. Извинилась и работает дальше. 

«В нём [законе] идёт речь об оскорблении символов власти, символов государственности. В данном случае это никак не может проецироваться на критику представителей власти, – заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. И добавил, что «отдельные случаи неверной правоприменительной практики, безусловно, представляют интерес», поэтому за ними «внимательно наблюдают». 

А понаблюдать там есть за чем. Вот, например, гражданка Епифанова из посёлка Мотыгино Красноярского края, допустившая «явное неуважение» к органам госвласти РФ в лице службы судебных приставов и признавшаяся в содеянном. Мало того, выходит, что у неё был киберсообщник – её телефон, который, по её словам, «сам написал оскорбительную фразу в адрес службы судебных приставов и отключился». Телефон простили, а Епифанову оштрафовали на 30 тысяч рублей – как всех. 

Или вот сообщение из города Котласа Архангельской области. Там у них рядом находится знаменитый мусорный полигон Шиес, против которого поднялась вся Архангельская область. Ну, и народ поэтому нервный и злой, за выражениями не особо следит. Так что бдительной местной пенсионерке Ольге Ильиной раздолье: она уже написала несколько десятков доносов и останавливаться явно не собиралась. А полицейские возбудили одно дело, второе, третье… А потом попросили администраторов местных групп ВКонтакте заблокировать пользователя Ольгу Ильину. Один из пострадавших от бабушкиной избыточной гражданской сознательности Дмитрий Попперек процитировал в интервью «Радио Свобода» своего участкового: «Да что у нас, других дел нет, как сидеть и её кляузы разбирать?» Золотые слова, между прочим, стоит отлить в граните и поставить во всех полицейских участках страны.

А чего, интересно, ожидали законодатели, когда принимали безразмерную формулировку того, что карается штрафом от 30 до 100 тысяч рублей (а в случаях рецидива до 300 тысяч)? Вот такую: «явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации». Кого можно ругать по такому закону, кроме собственной жены? Да и то: семья – ячейка общества, скрепа и всё такое…

Ну уж если даже полицейские жалуются, что не успевают хватать всех крамольников, точно нужно что-то делать. И не названный «источник, близкий к руководству МВД» в ответ на вопрос телеканала «Дождь» объясняет, что государственную власть осуществляют президент, Федеральное собрание, правительство и суды. Точка. Причём не уважать нельзя именно президента как должность, а лично гражданина В.В. Путина – в принципе, можно. А мэры, губернаторы или сотрудники полиции под этот закон подпадать не должны, как и другие силовики, и штрафовать за их критику велено прекратить.

В общем, схема, знакомая до боли: давайте примем карательный закон и посмотрим, много ли народу под него подпадёт. Полстраны? Ну, тогда давайте исключим кого-нибудь. Например, брюнетов, инженеров и лиц в клетчатых рубашках. Их пока не трогать – вплоть до особого распоряжения.

Анна КОЛОБОВА