Почти половина россиян не работает по специальности

Сегодня люди в большинстве случаев делают свой выбор в пользу работы, которая не соответствует их профильному образованию. По мнению Федеральной службы по труду и занятости, корень проблемы кроется в демографических, социальных и технологических изменениях. Мол, они существенно преобразовали рынок труда, принудили россиян часто и оперативно сменять место работы, статус занятости, отрасль и даже профессию. Но только ли в этом дело?

В апреле этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал результаты исследования. Основная его цель - определить, сколько россиян работает не по специальности. Согласно полученным данным, 28% жителей нашей страны никогда не работали в сфере, соответствующей их профильному образованию. Практически каждый второй опрошенный (47% из общего числа респондентов) не работает по специальности по сей день. Причины разные и вполне весомые: на работу по их профессии либо невозможно устроиться, либо она отсутствует вообще; не устраивает размер заработной платы; нашли себя в другой сфере деятельности - ради этого 37% опрашиваемых прошли образовательные программы по переподготовке. И если последнюю из причин можно отнести к личной проблеме, то первая и вторая напрямую зависят от состояния рынка труда.

Причина №1: «Зарплата у меня хорошая, но маленькая»

Недовольство оплатой труда среди причин стоит на первом месте. Оно же является одним из основных поводов смены профессии. Если обратиться к таблице, составленной Росстатом в этом году, в Ростовской области максимальная среднемесячная зарплата по основным видам деятельности составляет 54 тысячи 165 рублей. Так оценивается труд финансовых и страховых работников. Проанализировав вакансии, опубликованные на HeadHunter, становится понятно, что этими деньгами там и близко не пахнет: средняя сумма, которую зарабатывает, например, бухгалтер, – 20-30 тысяч рублей. Кредитные специалисты получают примерно столько же. У страховщиков дела обстоят получше – в среднем их труд оплачивается 30-40 тысячами рублями. Печальнее всего дела у педагогов: если в таблице указано, что они зарабатывают чуть более 24 тысяч рублей, то на деле их заработная плата - 10-15 тысяч. И это если учитывать исключительно преподавателей общеобразовательных учреждений. Сумма, которая не соответствует учебной нагрузке. В таких условиях в голове только одна мысль: «как бы выжить», а не «как бы научить». И текучесть педагогических кадров вполне объяснима.

Проведенное нами анкетирование для жителей Ростовской области, в котором приняли участие 70 человек, точно также показало, что основные причины увольнения с работы по специальности низкая заработная плата и плохие условия труда. При этом большая часть респондентов (35 из 44 не работающих по профильному образованию) согласна вернуться в свою профессию в том случае, если их заработок станет выше текущего – так ответили работники сфер производства, науки и образования, бухгалтерии, банка, маркетинга, рекламы и PR, IT-технологий, интернета, телекома, высшего менеджмента, вооруженных сил, туризма, продаж, юриспруденции, судоходных компаний.

Причина №2: «А где работать?»

В 2018 году из вузов выпустилось более 933 тысяч бакалавров, специалистов и магистрантов, сообщает Росстат. Среди них бессчетное количество юристов и экономистов. На всех рабочих мест не хватит. В это же время специалистов в области информационных технологий, здравоохранения и науки не хватает катастрофически. Здесь уже идет полное несоответствие с запросами рынка труда в количественном плане, что можно назвать одним из последствий работы не по специальности.

Если пройтись по вакансиям профессий на HeadHunter, на которые чаще всего обучаются ростовчане, то можно увидеть: в Ростове-на-Дону предложений для журналистов – два; психологов и страховщиков – по шесть; для переводчиков – восемь; для экономистов – 53, а для юристов – 80, что несоизмеримо с количеством выпускников по этим направлениям; 82 – для педагогов, из них: по одному предложению для преподавателей ИЗО и трудов; два для географов, по три для преподавателей музыки и информатики; по четыре для биологов и химиков, физкультурников; пять для физиков; по девять предложений для преподавателей русского и литературы и преподавателей начальных классов; 11 – для математиков и 26 вакансий для преподавателей английского. Для медицинских работников – 169 предложений, однако большая часть из них представляют собой вакансии для медсестер, стоматологов, ассистентов, санитаров. В такой обстановке большой поток выпускников вряд ли сможет найти подходящую работу по своей специальности.

Не стоит забывать, что век новых технологий тоже влияет на рынок труда. Ручной труд постепенно заменяется автоматизированным. Поэтому есть большой риск, что в ближайшие годы большая часть профессий перестанет существовать и людям придется искать другую работу. Еще в 2014 году Московская школа управления «Сколково» прогнозировала исчезновение таких профессий, как: документовед, турагент, стенографист. После 2020 года, по мнению экспертов, могут исчезнуть экономисты, бухгалтеры, логисты, архитекторы, библиотекари, журналисты, нотариусы. Это, к слову, о технологических преобразованиях, про которые говорила Федеральная служба по труду и занятости.

Причина №3 «Зачем учился?»

Нынешнее высшее образование в целом отстает от тенденций рынка труда. По данным Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», в 2005-2015 годах интерес работодателей к выпускникам снизился. К примеру, доля предприятий в сфере торговли, нанимавших на работу выпускников, сократилась с 53 до 38 процентов. Руководители компаний недовольны знаниями выпускников, которые приходят к ним устраиваться на работу: профессиональную подготовку бывших учеников вузов они оценивают в 3,7 баллов из пяти; тех, кто получил среднее профессиональное образование по программе подготовки специалиста среднего звена – в 3,6 баллов, по программе подготовки квалифицированных рабочих – в 3,5 баллов. Те, кто еще учатся или уже получили свои дипломы, слабое качество российского образования не отрицают: из 12 тысяч 121 респондентов учащиеся и выпускники ссузов в среднем оценивают по пятибалльной шкале полученные знания на 3,8 баллов, вузов – на 3,7 баллов, о чем сообщает служба исследований Career.ru.

Когда выпускник школы выбирает место обучения, он мало задумывается над тем, что с этой специальностью ему придется связать всю свою жизнь. Зачастую представления о будущей работе идеализированы, полной информации о рынке труда он не имеет. По мере обучения молодой человек понимает: это не то, чего он ожидал. Возникает профессиональная дезориентация, но он все равно продолжает учиться ради корочки. По окончании либо же в процессе учебы идет работать туда, куда ему хочется и где не смотрят на наличие профильного образования. Это уже можно назвать следствием недостаточной профориентации.

Бывает и такое, что поступление в учебное заведение связано лишь с желанием родственников. Подросток учится, а пользы от этого никакой. Только в редких случаях в ходе учебы он начинает видеть плюсы навязанной ему профессии.

Есть и другой, наиболее частый вариант исхода событий: подросток идет в высшее учебное заведение, и первое, что ему бросается в глаза, – полное отсутствие практики и максимальное погружение в теорию. Он зубрит, готовится к семинарам, чтобы получить желаемую отметку в зачетке. По итогу выпускается не специалист, а бестолковая энциклопедия, которая остается пылиться на кадровой полке. Как показало наше анкетирование, теория помогает не всем – только девять из опрошенных людей согласились с тем, что им пригодились полученные теоретические знания. 20 человек сказали, что им помог навык учиться, 21 посчитали, что полученное образование расширило их кругозор. Большинство при этом проголосовало за те позиции, которые не имеют никакого отношения к образовательному процессу – для них оказались полезными организаторские навыки и навык неформального общения.

Без практики, как ни крути, специалистом не станешь. А идти работать по профессии, будучи студентом, не так просто, практически везде нужен опыт работы. Большая часть вакансий выглядит, как в том анекдоте: «Требуется сотрудник 20-25 лет, с опытом работы от 10 лет, со знанием пяти языков, один из которых мертвый, с навыками эффективных продаж никому не нужных вещей». Вот и выкручиваются, идут на подработки, не связанные с профессией, а потом отказываются от работы по профильному образованию.

Стимулируют идти работать не по специальности и сами работодатели, указывая на неважность среднего профессионального или высшего образования. Как показал опрос, при трудоустройстве понадобились диплом и направление подготовки только 13 респондентам. У 11 человек просто потребовали наличие диплома, а у оставшихся 39 его не просили вообще. И это только 63 случайных человека. Отсюда и дисбаланс на рынке труда.

Катерина КОТЁЛКИНА