Император возвращается в Россию?

Владимир Путин стал президентом России в 2000 году. Отработав два конституционных срока, по его словам, «рабом на галерах», он сделал рокировку с Дмитрием Медведевым с расчётом на перспективу. И она открылась. Поправка к Конституции РФ, принятая 30 декабря 2008 г., увеличила срок пребывания на должности президента с четырёх до шести лет. Новая редакция текста основного закона страны позволила Путину участвовать в выборах президента в 2012 и 2018 годах.

Очередная конституционная поправка, одобренная Советом Федерации неделю назад, убрала из предыдущей редакции статьи 81 слово «подряд». И новая норма приобрела вид: «Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков».

На этот раз поправка обнулила четыре президентских срока действую­щего главы государства. И перед ним открылась дорога в вечность. Как говорят юристы, по вновь открывшимся обстоятельствам.

Стало ясно, что Путин – это навсегда. Его пресс-секретарь Песков попытался смягчить впечатление, которое произвело на общество игра со словом Конституции. Дескать, Путин не упомянул о каком-либо решении относительно 2024 года. Это действительно так. Да и журналисту Андрею Ванденко на вопрос об участии в выборах 2024 года президент ответил определённо: «Нет». Но ведь мы теперь знаем, что Путин иногда говорит одно, а происходит другое.

Президент говорит, что мы развиваемся под флагом суверенной демократии, формируем социальное государство, создаём условия для взаимного доверия власти и общества и повышения благосостояния граждан...

А что в действительности?

В реальности Россия сформировалась как сословное государство по образу и подобию Римской империи.

В стране процветает целое сословие сенаторов, заседающих в Совете Федерации, Госдуме и парламентах регионов. Причём как бывшие, так и действующие. Правда, в Риме сенаторы были из родовой знати, а у нас, как в песне: «Я тебя слепила из того, что было...» Но происхождение сути не меняет. Тем более что некоторые из них пытаются получить дворянство из рук представителей рода Романовых.

Сословие «всадников» в античном государстве называли «денежной аристократией». Наши олигархи и мультимиллионеры, легальные и подпольные рядом с аристократами даже не стояли, но по части извлечения денег из общенародных недр и из бюджета «всадников» обскакали. 

Римская служилая и чиновная знать составляли сословие «нобилей». Их влияние на жизнь граждан было не столь значительным по сравнению с их последователями в современной России. Наше чиновничество само по себе могущественная каста. Будучи дополненная силовиками в таком количестве, какого в России никогда не числилось, родные «нобили» держат самое большое сословие «плебеев» буквально в ежовых рукавицах.

В римском государстве ещё были рабы. В сословной России официально рабов нет, за исключением отдельных случаев рабовладения. Но судя по всему, это дело будущего.

Чтобы управлять таким сословным государством, требуется не президент и даже не царь, а император. Видимо, процесс уже пошёл. В пригороде Санкт-Петербурга недавно установлен отлитый в бронзе бюст Владимира Путина в тоге римского императора. Конечно, провозгласить действующего президента императором пока нельзя. Хотя отдельные политики и деятели культуры успели отметиться по этому поводу. Да и часть народа была бы не против. Но всё-таки для большинства «лузеров» идея императорской власти пока неприемлема. Слишком сильны советские традиции гражданской общины, чтобы ими можно было пренебречь.

В Риме император внушал своим подданным, что он не единовластный хозяин, а просто «первый гражданин» и служит общественному благу. И у нашего президента немало подобных высказываний, вплоть до знаменитого: «А зачем нам мир, если в нём не будет России...»

Поклонение императорам в Римской империи носило преимущественно политический и лицемерный характер. Главным было не то, какие чувства испытывает человек на самом деле, а то, совершает ли он определённые действия, выражающие почтение к императору.
Владимир Путин в своё время изучал римское право и наверняка знает нравы той эпохи. Так зачем ему нужна власть до упора? Действительно ли президент не против, чтобы его голову украсил императорский венок, когда общество созреет лицезреть российского цезаря? Или это желание его ненасытного окружения?

Подождём до 2024 года.

Виктор ШОСТКО