Подставка вооружений

Полтора десятилетия назад, когда в стране начались посадки неугодных власти олигархов, газета «КоммерсантЪ» писала об этом с хлёстким и печальным юмором. Статьи об очередном уголовном деле выходили под однотипными заголовками: «Пришли за тем-то» или «Пришли за этим». Так в газете подчёркивали массовость (и спланированную показательность) политических процессов, напоминавших 1930-е годы.

Похожие аналогии возникают и сейчас – только героями судебных публикаций становятся не олигархи, а… журналисты. Не успели мы на прошлой неделе написать об истории Светланы Прокопьевой, которой светил абсурдный срок за оправдание терроризма (к «счастью», обошлось пятисоттысячным штрафом), как разра­зился очередной скандал: по подозрению ни много ни мало в госизмене задержан экс-корреспондент всё того же «Коммерсанта» и (а потом и «Ведомостей») Иван Сафронов. 

Широкому читателю его имя, скорее всего, ни о чём не говорит – если только этот читатель не интересуется российской оборонкой и поставками вооружений в различные страны (иногда – теневыми). Именно о них и писал Иван Сафронов, причём писал так, что некоторые генералы в высоких погонах вздрагивали от ужаса. Так, например, Сафронов писал о тайной продаже Египту отечественных бомбардировщиков Су-37 (статья наделала немало шума и даже была удалена с сайта газеты). В своих заметках он рассказывал о тайном награждении главы «Рособоронэкспорта» Сергея Чемезова звездой Героя России, о феерической карьере, которую сделал сын главы «Роскосмоса» Алексей Рогозин, об аварии на космическом корабле «Союз».

Писать на такие темы очень непросто. И небезопасно. Отец Ивана Сафронова, так уж получилось, тоже был журналистом «Коммерсанта» и тоже писал о Министерстве обороны. И таинственным образом выпал из окна в 2007 году, как раз в процессе подготовки материала о поставках тяжёлых вооружений на Ближний Восток... Поэтому за творчеством Сафронова-младшего ревностно следили старшие коллеги: как-никак продолжатель дела отца.

И тут эти обвинения в госизмене и сотрудничестве с иностранной разведкой (предположительно Чехии). Смущает в этом деле многое. Во-первых, полная закрытость материалов расследования – и скорее, всего, ожидаемый закрытый суд. Все мы прекрасно помним по делу Ивана Голунова, как умеют «собирать» (а в случае Голунова – подбрасывать) доказательства силовики. А пока ни материалов прослушки, ни реальных фактов контактов Ивана с западными спецслужбами не представлено. И проверить обоснованность обвинений крайне сложно. Во-вторых, журналисты в принципе не имеют доступа к материалам гостайны – если уж и должны возникать какие-то вопросы, то к их источникам. В третьих, уже несколько месяцев Иван Сафронов работал советником главы «Роскосмоса» Дмитрия Рогозина (да, того самого, про чьего сына писал – и это многие ставят ему в вину, дескать, предал идеалы журналистики. Но из обеих газет, которым Сафронов отдал годы труда, его просто выдавили – как раз из-за острых публикаций). Перед приёмом на работу в «Роскосмос» Сафронова многократно проверяли спецслужбы. Выходит, проверка была плохая? Кто понесёт за это ответственность? 

В четвёртых, все, кто знает Ивана, в один голос уверяют: он настоящий патриот России, честный человек. Живёт небогато, в порочащих поступках не замечен.

Опыт жизни в России подсказывает другие версии происходящего: скорее всего, Сафронов стал разменной монетой в борьбе каких-нибудь силовых кланов. Подставили и его, и Рогозина. А может, это и вовсе месть за прошлую журналистскую работу (судя по отрывочным данным, обвинения относятся к ней, а не к «Роскосмосу»). Или объяснение ещё проще: журналистов (а вместе с ними учёных, правозащитников, режиссёров, общест­венных активистов) просто запугивают. История известная, видали не раз.

Бюджетников посадить на крючок, военных задобрить деньгами, остальным – упреждающий удар, чтоб запомнили.

Как бы то ни было, все три версии плохи. Для фигурантов, страны, для общества – и даже для власти, хотя ей, конечно, кажется иначе. Остаётся одно – ждать подробностей и бороться за честное имя. Особенно в том случае, когда придут за тобой.

Тимур САЗОНОВ