Плюс 45% патриотизма

Президент внёс, Госдума приняла, Совет Федерации одобрил. И уже с 1 сентября «воспитательные» поправки в Закон об образовании вступят в силу. Воспитывать школьников будут не абы как, а по календарному плану и в обязательном порядке. Преимущественно патриотически: так велит статья 67.1 обновлённой Конституции РФ, в которой говорится о создании условий для детей по «воспитанию патриотизма, гражданственности и уважения к старшим». 

Министр просвещения Сергей Кравцов успокоил: усиление воспитательной составляющей в школах не приведёт к увеличению отчётности для преподавателей. Но рабочие программы воспитания и календарный план воспитательной работы, само собой, составить придётся – а как же иначе? А министерство возьмёт на себя самую трудную и масштабную задачу – разработку нового федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан РФ». Видимо, этой процедуре будут подвергать граждан независимо от пола и возраста. 

Будут ли в школах ставить оценки по патриотизму и общей воспитанности, пока непонятно: министр вроде бы говорит, не нужно, Рособрнадзор настаивает и даже разрабатывает какие-то шкалы и критерии. 

Сергей Кравцов, по его словам, проанализировал около 400 воспитательных программ в школах и выяснил: все они «написаны под копирку и реальной воспитательной работы не ведётся». Я тоже прочитала некоторое количество этих прекрасных документов... Что ж, могу только восхититься выносливостью министра: мне стало плохо уже на первом десятке. А ещё – очень жалко.

Пожалуй, только то, что всё написанное не особо связано с реальностью, и спасает наши школы. Но всё равно жалко детей, на которых обрушивают всю эту малограмотную пафосную лабуду. Жалко многострадальную родину, которую рвутся любить со всех сторон те, кому это положено по должности. Жалко учителей: от них и раньше требовали эти безумные планы не пойми о чём, а что же будет теперь, когда «воспитание патриотизма, гражданственности и уважения к старшим» перекочёвывает в обязательную программу?

«Ожидаемым результатом применения данного руководства я ставлю воспитание обучающихся, прежде всего, в патриотической духе, ставя перед собой цели и достигая их не вопреки, а учитывая нравственные и националистические устои своего народа и страны».

Это цитата (стиль и орфография сохранены) из реферата, написанного учителем I категории 13 разряда (высшего, какой можно получить, не имея научной степени). Ознакомиться с ним предлагает Центр гражданских и молодёжных инициатив «Идея», созданный в помощь российским педагогам. Видимо, они там, в этой «Идее», не в курсе, что за «националистические устои» можно сесть по статье 282 УК РФ на срок лет этак от трёх до шести?

Как учит нас современная педагогическая наука, есть несколько основных направлений, по которым осуществляется развитие патриотических чувств у подрастающего поколения в школе: 

  • духовно-нравственное;
  • культурно-историческое;
  • гражданско-правовое;
  • военно-патриотическое;
  • спортивно-патриотическое.

Тут явно использованы не все возможные комбинации: например, не хватает спортивно-исторического или военно-нравственного направления, ну да ладно. И так бедные учителя, от которых требуют патриотизма, да побольше, выискивают его где придётся, передирая друг у друга вот такие, например, пассажи:

«...Изучая тему “Полезные ископаемые”, разве мы не гордимся тем, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит, в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?!»

Видимо, патриотизм. И, что самое прекрасное, его уровень можно довольно легко регулировать, применяя научные методики:

«Сопоставляя результаты двух исследований, можно сказать, что после комплекса занятий по патрио­тическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности патриотическое воспитание учеников выросло на 45%».

– У меня давным-давно такое ощущение, что дети, наверное, в силу своей ещё хорошо развитой интуиции быстро перестают тебя воспринимать, если ты им хоть чуть-чуть врёшь. Они будут поплёвывать на всё это, и только. Мол, ещё один какой-то странный урок ведёт училка. Это лишь спровоцирует дальнейшую девальвацию многих важных ценностей, – говорит заслуженный учитель России Тамара Эйдельман.

Тут много шума наделало недавнее предложение пресс-секретаря Роснефти, некогда популярного телеведущего Михаила Леонтьева «лишить молодёжь избирательных прав в ближайшее время, потому что иначе мы потеряем страну». Народ даже замутил петицию: дескать,требуем снять Леонтьева со всех постов. 

Хотя чего возмущаться-то? Всё правда: если срочно не поднять у детей и молодёжи уровень того, что властный официоз называет патриотизмом, могут и потерять. 

Минимум процентов на 45 поднимать нужно.