Правительство отклонило законопроект об отмене транспортного налога для грузовиков по причине дыры в региональных бюджетах.
Поручение президента о необходимости скорейшей отмены транспортного налога для грузовиков может быть не выполнено. Депутаты от ЛДПР подготовили законопроект, освобождающий транспорт с массой свыше 12 тонн от уплаты транспортного налога, однако он получил отрицательный отзыв правительства РФ. В результате Совет Госдумы принял решение вернуть законопроект разработчикам.
Необходимость отмены транспортного налога депутаты обосновали недопустимостью двойного налогообложения для грузовиков. С 15 ноября прошлого года вступили в силу положения о взимании с них платы за каждый километр пути, пройденного по дорогам федерального значения.
«Тем самым владельцы грузовиков оказываются в положении, когда они обязаны вносить в консолидированный бюджет РФ два обязательных платежа на одну цель – ремонт автомобильных дорог», – пишут авторы законопроекта. Они предложили освободить от уплаты налога грузовые автомобили с массой свыше 12 тонн, а также с мощностью свыше 250 л. с.
По их расчётам, сборы от системы «Платон» должны превышать поступления от транспортного налога в десятки раз. Так, если в среднем большегрузный автомобиль проезжает в месяц 9 тысяч км, то поступления от сбора (при стоимости 3,73 рубля за километр) составят 33 570 рублей в месяц, или 402 840 рублей в год с каждого такого автомобиля. В то же время налоговые платежи по транспортному налогу за грузовой автомобиль мощностью 300 л. с. –
25 500 руб. в год, с учётом применения максимального повышающего коэффициента (а коэффициент применяют сегодня во всех субъектах РФ).
Выпадающие доходы дорожных фондов субъектов РФ (транспортный налог поступает именно в региональные бюджеты) депутаты предложили компенсировать за счёт поступлений в федеральный дорожный фонд от системы «Платон». Однако правительство не согласилось с такой концепцией.
Кабинет министров посчитал, что с отменой транспортного налога бюджеты регионов не досчитаются 146,2 млрд рублей. Пока не будут предложены другие источники восполнения бюджетов, речи об отмене налога быть не может.
В то же время правительство изъявило готовность снизить финансовую нагрузку на перевозчиков другим способом: ввести налоговые вычеты для грузовиков. Конкретные предложения должно подготовить министерство транспорта.
Эксперты давно высказываются о необходимости отмены транспортного налога как архаичного. Например, Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики назвал транспортный налог «налогом-динозавром». Во всём мире принят другой, более справедливый принцип оплаты в счёт возмещения вреда дорогам – сообразно пробегу автомобиля.
Инга СЫСОЕВА