– Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «1314-й километр».
Я много лет езжу в электричке по таганрогской ветке. Разбудите меня ночью и спросите: «Какая станция идёт после Мартыновки?» – я отвечу, даже не просыпаясь: «Недвиговка».
Откуда взялись эти нелепые цифры с километрами?
– Ты давно не приезжала, – объяснили мне недвиговские друзья.
«Наш населённый пункт расположен на одной из старейших в России веток железной дороги Ростов-на-Дону – Таганрог. Её строительство началось ещё в конце XIX века, а нашему хутору более 200 лет. Электропоезд по пути следования делает в нашем хуторе три остановки: Мартыново, Недвиговка и Танаис. Все названия исторические: полковник Мартынов, адъютант и правая рука атамана Платова, получил от государя императора Александра I слободу Недвиговскую за заслуги в кампании 1812 года, Танаис – древнегреческий город, существовавший с III века до н. э. по V век н. э., сейчас там государственный музей-заповедник. Одним словом, недвиговцы знают свою историю и гордятся ею. И вдруг остановочную площадку Недвиговка переименовывают в безликий 1314-й км. Жители хутора, потомственные казаки ошарашены и возмущены до предела. Это что, способ «отмыть» немного денег или просто косность? Та же проблема коснулась и жителей другого исторического поселения на нашей ветке – села Бессергеновка под Таганрогом, этому населённому пункту более 150 лет».
Это письмо составили и разослали по инстанциям – от президента ОАО «РЖД» до президента России – археолог Евгений Козюменко и его жена Анаит Восканян, оба жители Недвиговки. Надо сказать, что соседство с таким значимым музеем, как «Танаис», накладывает отпечаток на жизнь недвиговцев: в хуторе живёт кое-кто из сотрудников музея и археологов, а школьники ходят в музей на экскурсии. Не то чтобы местные повально зачитывались трудами Геродота, но всё же история для многих из них – штука вполне осязаемая. Знакомство с историей родных мест здесь происходит даже при работе в огороде: селяне регулярно выкапывают то древние глиняные кувшины, то старинные монеты. А черепки античных амфор попадаются на каждом шагу.
Поэтому когда зимой с таблички на станции исчезло название «Недвиговка», многие были действительно возмущены и ошарашены. А вскоре стало известно, что та же беда постигла ещё 38 железнодорожных станций.
Творческие личности от Северо-Кавказской железной дороги умудрились превратить мирную поездку на электричке в увлекательную игру. Скажем, едете вы на электричке Ростов – Лихая до станции Малое Мишкино. А её нет! Есть вместо неё остановочная площадка «1178-й км» – не правда ли, очень удобно для запоминания?
Но это первая ступень, для начинающих. Есть задания и посложней. Взять ту же Бессергеновку, упомянутую в письме. Ей теперь дали выразительное имя «1286-й км». Но, внимание! Одновременно остановочная площадка «1283-й км» стала… «Бессергеновкой». Должно быть, работникам СКЖД очень смешно наблюдать, как пассажиры с сумками и пакетами мечутся между двумя Бессергеновками – нынешней и бывшей – с криками «Где я?».
Если вы успешно прошли этот уровень, вот вам новое задание: чем отличаются две станции с одинаковым названием «3-й км», расположенные всё на той же многострадальной таганрогской ветке? Правильный ответ: та, что ближе к Ростову, в прошлой жизни звалась «Каратаево», а та, что ближе к Таганрогу, – «Красный Котельщик».
После этого для вас уже не составит трудности догадаться, что «1101-й км» – это Красный Сулин. И вы лишь немного помедлите, прежде чем догадаетесь, в каком из двух «12-й км» на участке Азов – Ростов спряталась бывшая Кулешовка.
Для пущего веселья руководство Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании (это дочка ОАО «РЖД», непосредственно занимавшаяся переименованиями) сообщило пассажирам, что никаких неудобств им эта чехарда не доставит.
Но кому-то же понадобилось устраивать весь этот абсурд? Зачем?
На этот вопрос в официальном письме, адресованном Анаит Восканян, ответил и. о. начальника Северо-Кавказской дирекции пассажирских обустройств (есть в недрах «РЖД» и такое) К.Л. Казаков:
«По фактам, указанным в обращении, поясняю, что все станции и остановочные пункты ОАО «РЖД» должны иметь название, в точности идентичное названию, указанному в Тарифном руководстве № 4 – алфавитному списку железнодорожных станций и остановочных пунктов. Информация по расписанию пригородных поездов, размещённая на сайте ОАО «РЖД», формируется строго в соответствии с указанным нормативным документом».
Вы понимаете, какая это богатая идея? Если что-то в окружающей действительности не совпадает с неким циркуляром, зачем переписывать документ? Давайте лучше изменим окружающую действительность! И если, например, на карте некой местности обозначен холм, которого в природе нет, то его следует насыпать. А тот, который есть, но не обозначен, – немедленно срыть. Если же вы по чьей-то оплошности не попали в список жильцов вашего дома, то, конечно же, проще выселить вас, чем переделать список.
Именно так и поступили железнодорожники.
Что ещё интересней, настаивать на своём они не стали и удивительно легко пошли на попятный. Вам не нравится 1314-й километр? Да пожалуйста: в том же письме К.Л. Казаков сообщает, что «в настоящее время начата работа по внесению изменений в Тарифное руководство № 4 в части присвоения остановочным пунктам исторически сложившихся названий». Наверное, просто сразу не сообразили, что и так можно. Есть даже дежурное «Приносим свои извинения за доставленные неудобства».
А «в период проведения данных мероприятий для удобства пассажиров информационное обеспечение, а также трансляция оповещений для пассажиров в электропоездах будет производиться с учётом двойных названий остановочных пунктов (одно – по Тарифному руководству № 4, второе – исторически сложившееся название)».
В общем, кто ещё не запутался, пусть запутается окончательно. Для удобства пассажиров, ага.
В Недвиговке табличку с законным названием уже вернули на место. Как идёт работа «в части присвоения остановочным пунктам исторически сложившихся названий», мы пока не знаем. Но вопрос, что это было, не даёт покоя.
Все мы любим иногда пошутить, но абсурдное переименование 39 станций – это чересчур. И, кстати, не такое это простое дело – переименовать железнодорожную станцию или остановочную площадку. Как и улицу, сквер, хутор, село… Сколько нелепых и устаревших названий нас окружают, но как только заходит речь об их изменении, власти всех уровней объясняют: «Что вы! Это так сложно и дорого!» А тут – бац и готово.
«Присвоение наименований и переименование железнодорожных станций, остановочных пунктов и платформ производится в соответствии с федеральным законом от 18.12.97 № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (далее – Закон), а также с Порядком рассмотрения Федеральной службой геодезии и картографии России предложений о присвоении наименований географическим объектам и переименовании географических объектов, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1999 года № 554 «О мерах по реализации федерального закона “О наименованиях географических объектов”», – говорится в официальном письме ОАО «РЖД» от 22 октября 2007 года № ЦФТОГТ-14/330.
Списки требующихся оснований, согласований и разрешений бесконечны. И – да, это дорого. Или, другими словами, под это дело выделяют немалые деньги. Обратное переименование тоже, вероятно, требует денег (и получает). Не потому ли железнодорожное начальство так легко откатило назад? Можно же так переименовывать до бесконечности – вернее, пока деньги не кончатся.
В поисках хоть какого-нибудь разумного объяснения происходящему я зашла на сайт Северо-Кавказской пригородной пассажирской компании (СКППК) и увидела ещё одну интересную деталь. Объявления о переименовании 39 станций аккуратно удалены оттуда – как и не бывало. Они во множестве сохранились лишь на новостных сайтах, которые их перепечатывали.
Службе корпоративных коммуникаций (так пышно названа у них пресс-служба) Северо-Кавказской железной дороги мы задали много вопросов. Зачем переименовывали? Вернут ли прежние названия? Собираются ли, по крайней мере, устранять ляпы вроде двух «12-й км» на одной ветке? И наконец, сколько стоила вся эта музыка и откуда взяли деньги – из федерального бюджета или местного? А вдруг само руководство ОАО «РЖД» расщедрилось (шутка)?
Когда прошёл прописанный в законе о СМИ семидневный срок, а ответа на наш официальный запрос мы не получили, я позвонила в пресс-службу. Сотрудники заверили меня, что работа над ответом идёт, но ситуация получила всероссийский резонанс, поэтому требуется время.
В общем, мы не теряем надежды получить ответ руководства СКЖД и обещаем сразу же его опубликовать.
***
Под письмом Евгения Козюменко и Анаит Восканян подписались около ста человек (население Недвиговки – около двух тысяч). По их словам, возмущались дурацким переименованием многие, но когда им предлагали поставить подпись под требованием «вернуть Недвиговку», в ход шли аргументы «да ну его», «зачем нам это надо» и «как бы чего не вышло». И это, наверное, самое печальное во всей истории.
Из плюсов, помимо того факта, что название станции вернули, можно, пожалуй, отметить появление новых лавочек с навесами, где можно спрятаться от дождя в ожидании поезда.
Злые языки говорят, что их купили «на сдачу», хотя скорее всего – простое совпадение.
Анна КОЛОБОВА
Фото Анаит Восканян