Расстрелянная реформа
В августе на телеканале НТВ завершился показ сериала «Столыпин... Невыученные уроки». 14 серий о человеке, которому не позволили спасти от революционного взрыва страну, сотрясаемую социальными конфликтами, прошли не замеченными широкой общественностью. Три отклика в прессе - и всё. Два из них не столько о столыпинской земельной реформе, сколько об актерах, занятых в телефильме, и мелких подробностях его создания. Третий - разгромная рецензия, продиктованная обидой. Рецензент, автор жизнеописания Петра Аркадьевича Столыпина, был уязвлен тем, что написание сценария доверили не ему, а известному мастеру Эдуарду Володарскому. Но, не оставив камня на камне от «невыученных уроков», автор был вынужден опровергнуть самого себя: «В финальных сценах Столыпин диктует политическое завещание. Здесь что ни фраза, то перекличка с современными проблемами страны».Что там, в начале прошлого века? Поражение в войне. Передача Японии Курильских островов и половины Сахалина. Нетерпимость политических движений. Крестьянские мятежи. Эсеровский террор (только с февраля 1905 по май 1906 годов совершено 15 покушений на губернаторов и градоначальников, 267 - на высших офицеров, 29 - на крупных торговцев). И земельная реформа, затянувшаяся на 50 лет.
Сегодня, через столетие, история повторяется. Поражение в холодной войне с Западом. Развал Союза. Подковерная возня с Японией по поводу тех же островов. Непримиримость оппозиции. Крестьянские сходы и митинги протеста. Отстрел губернаторов, правительственных чиновников, бизнесменов. И всё та же земельная реформа, которой не видно ни конца, ни края. Поистине история учит тому, что ничему не учит.
Кто он, Петр Столыпин, великий Реформатор? Потомственный дворянин. Аристократ. Помещик, владелец нескольких имений. Троюродный брат поэта Михаила Лермонтова. Одно из его имений находилось в Ковенской губернии. Путь к нему пролегал через Пруссию. Картины ухоженных богатых хуторов немцев и поляков подтолкнули Столыпина к мысли о необходимости скорейшего разрушения крестьянской общины и переходу к индивидуальной системе земледелия. Община регулярными уравнительными земельными переделами не позволяла успешному хозяину возвыситься над остальными. Она была одновременно и силой, и тормозом России.Через 32 года после отмены крепостного права появился закон, запрещавший выход из общины без согласия двух третей домохозяев, даже после погашения выкупного долга. Этот закон перекрывал крестьянину возможность иметь земельный надел в частной собственности и хозяйствовать по своему усмотрению. (Точно так же противники земельной реформы сделали и в наши дни. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» написан так, что крестьянину практически невозможно выделить участок в счет земельного пая и выйти с ним из коллективного хозяйства.)
Столыпин стал Реформатором, когда аграрные проблемы зажгли поместья. Когда языком общественных споров сделались взрывы и выстрелы. К этому времени он, в прошлом саратовский губернатор, уже министр внутренних дел. Суть его реформы: свободный выход из общины со своей землей на хутора и отруба. Укрепление Крестьянского банка. Ускоренное формирование крестьянского класса собственников земли. Столыпин не уставал повторять: «Не в крупном землевладении сила России». «Достаточно сделать крестьянина собственником, чтобы он осознал всю чудовищность экспроприации чужой собственности». Особенно ему нравилась мысль Достоевского: «Если хотите переродить человечество к лучшему, почти что из зверей наделать людей, то наделите их землею - и достигнете цели».
Однако за общину стояли и либералы, и консерваторы. Одни видели в ней опору социалистических идей. Другие - хранительницу традиций. Столыпинская земельная реформа, будучи доведенной до логического завершения, фактически ликвидировала помещичье землевладение. А заодно и всякие предпосылки для революции. Поэтому Столыпина возненавидели все - и справа, и слева. Точнее всех эту ненависть выразил Ленин:«...после «решения» аграрного вопроса в столыпинском духе никакой иной революции, способной изменить серьезно экономические условия жизни крестьянских масс, быть не может...» За Реформатором, принявшим пост председателя Совета министров, началась охота. Одиннадцать покушений и ясное понимание, что он обречен. Столыпин носит в своем портфеле рядом с проектом аграрной реформы стальной лист, чтобы защититься от пуль. Но разве может стальной лист защитить от всеобщей слепой ненависти?
В России больше никто не хочет терпеть. Слишком долго терпели. Легче убить. Дух убийства, романтика террора - это воздух, которым опьяняется большинство. (Сегодня также убийства и насилие поставлены на конвейер, - как в жизни, так и на телеэкране.)При очередной попытке покушения трое террористов в жандармской форме прорываются на дачу главы правительства, где Столыпин ведет прием просителей. Страшный взрыв. 24 убитых на месте. И еще 25 раненых и умерших от ран. У дочери Столыпина раздроблены ноги. У сына - рана на голове.Николай II предложил Столыпину деньги на лечение детей. Реформатор ответил: «Ваше величество, я не продаю кровь своих детей».Это было больше, чем намек на то, что царь не смог стать выше личного горя, болезни сына. Столыпин осуждал Николая за то, что он приблизил к царской семье Распутина, который мог приостанавливать болезнь цесаревича Алексея. Последствия уравнивания самодержцем государственного и личного были катастрофичными для него самого и для России.
Столыпину не раз приходилось сталкиваться с государем, обаятельным, хитрым, упрямым и нерешительным человеком. Николай всё надеялся проскочить между молотом крестьянской нужды и наковальней помещичьих интересов. Будучи монархистом, председатель правительства должен был подчиняться. Но как реформатор он вынужден был спорить. Между ними никогда не было полного понимания. И оба сознавали это. Столыпина обложили со всех сторон. Осталось одно укрытие от террористов - Зимний дворец. Глава правительства переезжает в царские палаты. Но и там охрана назначает ему для прогулок залы и крышу дворца. Поздними вечерами он меряет шагами пустынные громадные залы под немигающими взглядами Петра, Екатерины, Павла, Александра, взирающих на Реформатора с тёмных портретов. О чем думает Столыпин? На что надеется?Он надеется успеть, прежде чем погибнет. Ему хочется верить, что он наверстает упущенное за пятьдесят лет и даст крестьянам землю...
Именно таким человеком, на котором остановила свой взгляд История, сыграл Реформатора саратовский актер Олег Клишин в сериале «Столыпин... Невыученные уроки».Эдуард Володарский вместе с режиссером Юрием Кузиным предложили в телефильме свою версию расстрела столыпинской земельной реформы. Члены Государственного совета на экране фактически признаются в заговоре и в том, что именно они поручили Курлову, заместителю министра внутренних дел, убрать премьера. Непосредственное задание убить Столыпина было дано двойному агенту охранного отделения Богрову. Убийство обставили наглядно, чтобы другим неповадно было. В тщательно охраняемом театре, на глазах царя, его дочерей и высокопоставленной публики террорист, получивший возможность свободно передвигаться по залу, спокойно подошел к Реформатору и выстрелил ему в грудь.Как оказалось, он выстрелил в сердце России.