Уроки Вестерплатте. - Политика

От встречи в Польше на Вестерплатте ведущих европейских политиков в 70-ю годовщину начала Второй мировой войны ожидалось многое.

Это был, на наш взгляд, исключительно благоприятный повод совместно задуматься над тем, какие надо предпринять шаги, чтобы, наконец-то, был создан щит коллективной безопасности, надёжно предохраняющий народы от попыток агрессоров решать вопросы мироустройства силовыми методами.

Но чем меньше дней оставалось до даты встречи, тем яснее становилось намерение, особенно польской стороны, использовать её для выяснения, кто первым начал, кто более виноват. Началось, как потом выразился В. Путин, выковыривание изюминок из старой заплесневелой булки.

Надо сказать, что и некоторые наши политики и СМИ не избежали искушения и включились в обмен «любезностями». Крайне негативно была встречена польской общественностью публикация российской Службой внешней разведки буквально в канун 1-го сентября рассекреченных документов, согласно которым предвоенное польское руководство планировало расчленение и уничтожение Советского Союза.

Надо отдать должное нашему премьеру, принявшему приглашение на мероприятия, посвященные началу Второй мировой войны. И во время официальных торжеств, и при общении с прессой он держал удар, проявил выдержку и спокойствие. Его оценки истоков трагедии прозвучали взвешенно и аргументировано. Путин сказал, кажется, даже больше, чем от него можно было ожидать. Судя по варшавской прессе, особенно впечатлила польскую общественность его оценка пакта Молотова-Риббентропа, как деяния, неприемлемого с моральной точи зрения, его напоминание о том, что не может быть разумной, ответственной политики вне нравственных и правовых рамок.

В целом же, приходится признать, надежды на прорывной, знаковый характер встречи на Вестерплатте не оправдались. Нельзя не согласиться с «Российской газетой»: «Все пытались найти правду, но у каждого так и осталось своё восприятие событий 70-летней давности».

Между тем, правда всем известна, но политики, очевидно, не решаются или не хотят говорить о ней вслух. С некоторых пор считается предосудительным цитировать Гитлера. Избегали упоминаний о его высказываниях и на Вестерплатте. Только один наш политик, Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации по международным делам, выступая в печати с размышлениями о причинах Второй мировой войны, глухо намекнул:

«Читайте «Майн Кампф» - это главный документ нацистской Германии. Там все написано, кто, по фашистским представлениям, люди, а кто нелюди. Сказано там, и на кого Германии нападать – рано или поздно, но неизбежно и обязательно».

Действительно, в «библии нацизма», которую Гитлер написал за десять лет до получения власти, указаны и мотивы, и причины, и цели будущей войны.

Вот она, правда, о Второй мировой.

«Мы, национал-социалисты, совершенно сознательно ставим крест на всей немецкой иностранной политике довоенного времени...

Мы сознательно переходим к политике завоевания новых земель в Европе.

Когда мы говорим о завоевании новых земель в Европе, мы, конечно, можем иметь в виду в первую очередь только Россию и те окраинные государства, которые ей подчинены.

Сама судьба указует нам перстом. Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалась ее государственность...

В течение столетий Россия жила за счет именно германского ядра в ее высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи... Конец еврейского господства в России будет также концом России как государства. Судьба предназначила нам быть свидетелем такой катастрофы, которая лучше, чем что бы то ни было, подтвердит безусловно правильность нашей расовой теории».

Теперь понятно, почему не сложилась система коллективной безопасности в Европе? Чего бояться-то? Пусть боятся Россия, «окраинные государства», то есть республики Советского Союза, и евреи. А им, западным странам, Гитлер, по большому счету не страшен. Надо просто не мешать ему продвигаться на восток, к границам большевистского государства.

Так родилась политика умиротворения агрессора. В результате этой политики Германия захватила Австрию, разделила Чехословакию, оккупировала Данию, Францию и так далее. Страны «ложились под Гитлера», практически без сопротивления. При оккупации Дании погибли два немецких солдата (!).

«Майн Кампф» в предвоенные годы, несомненно, читали все видные политики. Сталин даже сослался на «библию нацизма» в своём выступлении на XVII съезде партии в 1934 году: «...войну должна организовать «высшая раса», скажем германская против «низшей расы», прежде всего — против славян». Так что ни у кого из государственных мужей тех лет иллюзий не было. Но был выбор.

Польша оказалась в самом сложном положении. С одной стороны - традиционная вражда к России, усугубленная войной 1921 года. С другой - неясно: является ли Польша в планах Гитлера одним из «окраинных государств», которые должны были разделить судьбу СССР. Прямо ведь у Гитлера не спросишь. И польское правительство сделало выбор. Поддержало требование Германии о снятии ограничений по вооружениям, а также аншлюс Австрии. После чего польские войска вместе с вермахтом разделили Чехословакию. Польше достались две области.

Что же касается Советского Союза, то Сталин боялся войны на своей территории. Он пытался связать руки Гитлеру на дальних подступах к западным границам Советского Союза. Сталин неоднократно предлагал перебросить сотню дивизий и тысячи танков на помощь Чехословакии. Но Польша отказалась пропустить советские войска через свою территорию. Когда нападение Германии на Польшу стало неотвратимым, Советскому Союзу осталось одно: действовать по принципу: спасайся, кто как может. В результате появился пакт Молотова-Риббентропа о разделе Польши, который отодвинул войну от наших границ во времени и в пространстве. СССР по отношению к Польше поступил так же, как она за год до этого поступила по отношению к Чехословакии. Надежда поляков на то, что Германия защитит их от войны, не оправдалась.

Сегодня последователи этой политики делают ставку на американский антиядерный щит. И уже выражают недовольство намерением Барака Обамы отказаться от планов строительства станций перехвата ракет в Польше и Чехословакии. Но ведь в случае чего бить-то будут по щиту. Лучший щит это газовая сеть, построенная Россией в Польше. Казалось бы, вот его и надо укреплять.

Похоже, премьер Польши Дональд Туск, хоть и перечислил все «обиды» польской стороны Путину, все же не намерен идти вперёд с головой,повёрнутой назад.

Подписанные в ходе визита Путина соглашения между Польшей и Россией по судоходству, атомной энергетике и культуре говорят именно об этом.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин