Просто Тамара
После гибели младшей сестры заботу о восьми сиротах взяла на себя старшая сестра, став для детей опекуном. В семье Коробейщиковых было восемь детей. Между старшей, Тамарой, и младшей, Ириной, разница в возрасте - 21 год. Жизнь у Тамары сложилась так, что не удалось создать свою семью, завести детей, а Ирина, наоборот, рано вышла замуж, родила двух мальчиков. Да вот муж оказался непутевый: беспричинные приступы жестокости, драки. Пришлось расстаться с опасным супругом. От Виктора, второго мужа, Ирина родила четверых детей. Но жизнь тоже не складывалась, муж часто и много пил. На упреки жены говорил, что виной всему родственники, совращающие его на дурное дело. Чтобы разорвать прочный круг, семья в один прекрасный день покинула родной Миасс, что в Челябинской области, и выбыла в неизвестном для родственников направлении…
Я должна быть рядом
Тамара Александровна Коробейщикова тогда работала преподавателем биологии и химии в торговом училище. Судьба неожиданно исчезнувшей сестры и шестерых детей очень волновала ее. - Я решила для себя, что обязательно должна разыскать сестру и быть рядом с ней, потому что без меня и Ирине, и детям будет плохо, - вспоминает Тамара Александровна. - Через друзей Ирининого мужа выяснила, что вроде бы собирались они ехать в Успенский район Краснодарского края. Туда и подалась. После долгих поисков нашла сестру в станице Убеженской. Увы, и на новом месте муж пить не бросил. От собутыльников уехать можно, но от себя-то не убежишь.
Пришлось Тамаре Александровне перебираться из родных уральских краев на чужой для нее юг, где и по сей день она не чувствует себя своим человеком. Но разве это так важно, когда надо спасать сестру и ее детей? А Ирина уже снова была беременна. От мужа, получавшего копеечную зарплату в колхозе, помощи немного, так что Тамаре Александровне приходилось выступать в роли и няньки, и кормилицы. Устроилась учителем в местную школу, которая предоставила ей и жилье. Набрала кучу часов, чтоб и себя, и семейство Ирины содержать.
Слушая рассказ Тамары Александровны, я не совсем тактично высказался в адрес Ирины, мол, стоило ли рожать столько детей при непутевых мужьях? И тут же покаялся, поняв, что сильно обидел Тамару Александровну. - Ирина была настоящей женщиной, жаждущей любви и детей. Не вина ее, а беда, что не встретился ей на пути настоящий мужчина, перевелись, видно, такие мужики. Я ее совсем не осуждаю, прекрасная у меня была сестра. Вы посмотрите на ее фотографию. Это же Женщина! Посмотрел на фото - и правда, красавица.
Сложная штука - жизнь, и последнее дело - видеть в ней только белые и черные цвета. …А жизнь продолжала преподносить жестокие сюрпризы. Тамару чуть было не убил один воздыхатель за то, что отвергла его ухаживания. Спас ее от неминуемой гибели Виктор, подставивший руку под занесенный для второго удара нож. И снова черное и белое оказались вперемешку, как это часто случается на Руси. Но все же черное брало власть над Виктором - вскорости его осудили за кражу. После перенесенных потрясений сестрам пришлось покинуть насиженное место и перебраться в поселок Мирский Новокубанского района. Там от третьего мужа Ирина родила последнюю дочку - Лену. А Тамара Александровна не смогла устроиться в школу, вернее, работу педагога ей предложили, да слишком мало было часов.
Пошла на конезавод, где, несмотря на высшее образование, работала и разнорабочей, и скотником. О том, как постигала крестьянскую науку, Тамара Александровна вспоминает в незатейливых стихах:
Там, на свинарнике, Мария и Надежда
Преподнесли в объеме курс невеже:
Как поросяткам кашу заварить,
И как хрячка от свинки отличить,
Как правильно метлой мести,
И как солому принести,
Как запрягать и распрягать,
И как назад телегу сдать.
А как перенести то горе, которое внезапно обрушилось на семью? Отправившись в гости к подруге, Ирина погибла на железнодорожном вокзале, упав с платформы на рельсы.
«Я кланяюсь крестьянам мирским»
Так называется приведенное выше стихотворение Тамары Александровны. В нем она благодарит своих новых земляков не только за крестьянскую науку, но и за помощь в тяжелейшей ситуации, в которой оказались осиротевшие Иринины дети. - Я была тогда пень-пеньком, ничего не соображала, как парализованная, - вспоминает Тамара Александровна, - что делать с этой оравой, как жить? Если бы не староста поселка Лидия Рейнгольдовна Штенсель, не руководитель хозяйства Виктор Иванович Краснобриджий, наши соседи, мне бы не выкарабкаться.
На непутевых Ирининых мужей надежды никакой. Но не отдавать же детей в детские дома, как это поначалу предложили ей представители службы опеки. Дело в том, что пять лет назад, когда погибла Ирина, Тамаре Александровне было уже 60 лет. Возраст и малый доход пенсионерки стали основными препятствиями для оформления опекунства. К тому времени только старшему из детей, Виктору, было 19 лет, все остальные - несовершеннолетние, а младшей, Лене - годик. Подойди работники службы опеки к этой ситуации сухо, по-чиновничьи, хлебнули бы тогда сполна ребята сиротской доли. Но они скрупулезно изучили характеристики, которые дали Тамаре Александровне и местная власть, и руководители хозяйства, школы, и соседи, и журналист районной газеты Сергей Шептун, писавший когда-то о многодетной семье. Так вопреки всем инструкциям Тамара Александровна была признана опекуном.
- Наверное, я никогда в жизни не была так счастлива, как в тот день, - признается Тамара Александровна. Жизнь продолжается Пока беседовали с Тамарой Александровной в ее небольшой и не слишком богато обставленной квартирке, в которой, кстати, очень много книг, есть музыкальный центр, компьютер, раздался звонок. Классная руководительница первоклассницы Лены просила забрать девочку из школы, так как поломался школьный автобус. Поехали за Леной на редакционной машине. Перед тем, как забрать перепуганную девочку (боялась, что дядя будет ее фотографировать), поговорил с учителями школы, где учились все Иринины дети. Кто-то из них более, а кто-то менее способен в учебе, но все - нормальные дети, побольше бы среди молодежи таких ребят. Ну а насчет Тамары Александровны учителя единодушны: памятник надо ставить таким женщинам!
Сегодня старший, Виктор, живет в Новокубанске, женился, ждут с женой ребенка. Несмотря на то, что окончил спортивный колледж, работает сварщиком, по словам Тамары Александровны, пашет, как папа Карло, чтобы был в молодой семье достаток. Саша, которому уже 21 год, живет со всеми вместе в Мирском. Работает в местном хозяйстве виноградарем. - А наши соседи решили взять его в долю, чтобы выращивать бычков, - не без гордости сообщает Тамара Александровна, - мы уже и деньги отдали, скоро поедут закупать поголовье. - Саша давно дружит с нашим сыном, - говорит Татьяна Николаевна Скоринова, - постоянно помогает нам с бычками возиться, картошку копать. Вот мы и подумали: почему бы не помочь парню стать на ноги? Берем его в долю. Он - честный и работящий.
Тут подоспели из школы Тамара, Оля, потом двойняшки Наташа и Вера, которые учатся в колледже на модельеров. Девчонки мечтают открыть свою мастерскую, потому что считают: свое дело надежней, чем работа по найму. Надо же не только себя кормить, но и помогать младшим. - Раньше нам очень трудно было, когда пособие на каждого опекаемого составляло 660 рублей, - говорит Тамара Александровна, - а сейчас его подняли до 5570 рублей. Хоть и положено оно только на четверых, нам всем хватает. Сейчас жить легче. А раньше я очень боялась: что будет с детьми, если, не дай Бог, кувыркнусь. - Тамара, ты зачем так говоришь? - тянет ее за рукав маленькая Лена. Они все зовут ее так, просто - Тамара.
Сергей Иващенко,
наш соб. корр. пос. Мирский, Новокубанский р-н, Краснодарский край
Фото автора