Судиться можно научиться
Ростовчанин Эдуард Михайлович Гребенников, подполковник на пенсии, сумел и коммунальщикам, и банкирам, и даже чешским капиталистам носы утереть. Точнее - «доказать свою правоту», как поправляет меня Эдуард Михайлович.
По следам сбежавших миллиардов
В начале 90-х некоторые россияне еще верили, что смогут разбогатеть. Несли свои сбережения во всякие фонды и банки под нереальные 100 и 200 процентов годовых. Отнес и Эдуард Михайлович свой миллион (еще старыми деньгами) в «Севкавбанк» и полмиллиона - в банк «Восток».
В 1994 году он должен был получить уже три с лишним миллиона с учетом набежавших процентов. Но банки отказались выдать деньги, и тогда Эдуард Михайлович поспешил в народные суды Ленинского и Октябрьского районов и даже без помощи адвоката, с ходу, написал исковые заявления.
Спустя два месяца суды вынесли решения: выплатить Гребенникову его вклады с учетом процентов.
По телевидению в то время выступил владелец «Севкавбанка» и заявил, что его организация обанкротилась, потому что выдала ссуду в несколько миллиардов двум нехорошим людям, а те уехали в Израиль, и след их простыл.
Тут-то Эдуард Михайлович первый раз понял: выиграть суд - дело не самое сложное, гораздо сложнее добиться исполнения решения.
Исполнительный лист пролежал в ликвидационных комиссиях пять лет. Только в 1999 и 2000 годах выплатили Гребенникову деньги. Но не три с лишним миллиона, а 20 рублей 23 копейки и 410 рублей 54 копейки.
В пояснительной бумажке, которую прислала ему ликвидационная комиссия (которая распоряжалась имуществом банка-банкрота) было сказано: «В соответствии со ст. 35 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», из-за недостаточности конкурсной массы, задолженность банка считается погашенной».
Машинка с ржавыми болтами
Памятен Эдуарду Михайловичу и 1998 год. Произошла деноминация рубля. Деньги вкладывали в самое, казалось бы тогда, надежное: бытовую технику. Не отстал и Гребенников: приобрел для семьи чешскую стиральную машинку с электроподогревом “Romo-290”.
Полгода машинкой попользовались - и стало из нее белье ржавое выходить. Эдуард Михайлович вызвал мастера по телефону, указанному в гарантийном талоне. Тот посмотрел, сказал, что болты в машинке ржавеют, руками развел: мол, заводскую комплектацию не меняю. И составил об этом письменный акт.
Отписка эта Эдуарда Михайловича только раззадорила: он обратился в службу защиты прав потребителей, а те помогли дозвониться к дилеру в Воронеж, а затем и в Чехию, к самому производителю машинок с ржавеющими болтами. Как и следовало ожидать, из Воронежа ростовчан послали… к тому же мастеру, указанному в гарантийном талоне.
Тогда расстроенный Гребенников пошел прямиком в книжный магазин и приобрел брошюру с Законом о правах потребителя. С ее помощью составил исковое заявление в суд.
Мировой суд Октябрьского района Ростовской области вынес решение: выплатить Гребенникову стоимость товара. И вновь все застопорилось на исполнении судебного решения.
Эдуард Михайлович продолжил переговоры. Чехи ответили, что лучше заменят товар, чем вернут деньги, и что уже выслали машинку дилеру в Воронеж. Из Воронежа ответили, что переправили новую машинку в Каменск. А в Каменске ее вдруг по ошибке кому-то продали. Гребенников написал обо всем прокурору Воронежской области, выслал копию решения суда и исполнительного листа. Тот провел беседу с представителями фирмы о необходимости выполнения судебного решения. Только тогда фирма перевела деньги - 9700 рублей.
Коммунальщики заплатили за окно
В сентябре прошлого года у Гребенникова выпало на кухне окно. Не потому, что он его не красил, а потому, что еще в 1983 году ему гнилое поставили. А вообще, по нормам окна положено менять через 25-30 лет эксплуатации. Квартира у него неприватизированная, состоит на обслуживании МУФЗ. Значит, МУФЗ и должно окно заменить. Туда Эдуард Михайлович и обратился с соответствующим заявлением.
Посмотрели на него там как на наивного человека, ничего не ответили.
Тогда Гребенников установил окно за свои деньги и написал заявление в суд с требованием взыскать с МУФЗ деньги за ремонт.
Было 14 заседаний, на семь из них представители МУФЗ не пришли.
Но Гребенников все равно выиграл. И взыскал с коммунальщиков 5855 рублей - расходы на установку окна и 1627 рублей - судебные издержки.
Памятка для судящихся
Сейчас Эдуард Михайлович снова без дела не сидит. Он внимательно изучил принятые недавно правительством «Правила предоставления коммунальных услуг». Там, в частности, говорится, что при оплате коммунальных услуг учитываются показания коллективных счетчиков, а не индивидуальных, установленных в квартирах (в тех домах, где установлен коллективный счетчик).
И хотя в доме, где проживает Гребенников, коллективного счетчика и в помине нет (то есть его лично эти правила не ущемляют), он направил в Верховный суд РФ заявление об отмене пункта 23 «Правил» - из чувства справедливости. Сейчас ждет ответа.
- Главное, что я понял, - в суды обращаться можно, - говорит Эдуард Михайлович. - Можно обращаться и в общественные организации, и в государственные инстанции, но не так, чтобы это превращалось в «выпуск пара». Надо также лично и коллективно обращаться к депутатам Государственной Думы, вдумчиво готовиться ко всем выборам, участвовать в протестных общественных акциях.
В помощь тем, кто собирается искать правосудия, Гребенников вывел несколько рекомендаций:
- изучать законы;
- свои претензии излагать четко и ясно, не уподобляясь чеховской «нервенной» женщине;
- чтобы меньше платить адвокатам за составление исковых заявлений, можно пользоваться образцами заявлений в специальных изданиях по правам человека и гражданина, которые сейчас можно найти практически в каждом книжном магазине или библиотеке;
- надо быть готовым к тому, что дела будут длиться долго, что будут приходить отписки, а документы, которые вам кажутся очень важными и доказательными, суд вам будет возвращать. Здесь самое главное - настойчивость и уверенность в своей правоте.
Только для читателей «Крестьянина» - «Правовой всеобуч» |
Опыт героя нашей публикации доказывает: любой человек, не обладая юридическими знаниями, может |