Фермеров остановили на полном ходу
А освобождение крестьян заморозили.
(«Как мы стали крепостными», «Крестьянин», 2007 г.: №№ 18, 20, 24, 28, 33, 36, 42, 51;
2008 г.: №№ 4, 6, 12, 15, 18, 22, 27, 34, 40, 48, 51; 2009 г.: №№ 4, 9, 23,29, 35, 42, 49; 2010 г.: № 2).
Этой статьёй мы завершаем цикл публикаций, посвящённых истории многовековой драмы российских крестьян. Крепостное право родилось в раздробленной Киевской Руси в эпоху кровавых междоусобиц и набегов кочевников. Князья под предлогом защиты независимых смердов, которые были одновременно и земледельцами и землевладельцами, постепенно прибрали их к рукам. К исходу XIV века на Руси практически не осталось свободных крестьян.
Крепостничество изуродовало российское государство: создало экономику, лишённую способности к саморазвитию, и человеческие типы, которые Гоголь назвал мёртвыми душами. Это оттуда, из глубины веков произрастало уничижительное отношение к своему кормильцу, человеку на земле.
Киевский князь Владимир. Один из большевистских вождей Николай Бухарин. Великий писатель Максим Горький... Что у этих столь разных исторических лиц общего? Странный вопрос, скажет читатель. Да нет, не странный, а самый что ни на есть актуальный...
Мужичищо деревенщина
Древнерусская былина «Илья и Соловей» повествует о том, как Илья Муромец выбил Соловью-разбойнику «право око со косицею», пристегнул его ко стремени и приехал в стольный Киев-град ко славному князю. И вот как встречает его князь Владимир:
Ай же, мужичищо деревенщина,
Во глазах мужик
да подлыгаешься,
Во глазах мужик
да насмехаешься...
За что? Ведь крестьянский сын поверг «поганого», от посвиста которого «что есть людей, то все мертвы лежат». И такое отношение...
Через 800 лет уничижительное отношение обернулось беспредельной жестокостью: «Когда все мы, как бараны, стояли за крайний военный коммунизм и расстрелами заставляли проклятых крестьян отдавать нам весь их хлеб, - кто, как не Ленин закричал нам: «Стой! Хватит, болваны: вороти оглобли!» И в последнюю минуту заставил нас перейти к продналогу».
Так осенью 1924 года Николай Бухарин откровенничал в письме в Германию своему приятелю и оппоненту Илие Британу, высланному из страны.
Максим Горький в газете «Новая жизнь» нещадно обличал большевистских вождей за творимый ими произвол. Но и он, великий гуманист, был солидарен с ними в отношении к крестьянству: «Я уверен, что любвеобильные граждане, упрекающие меня в ненависти к народу, в глубине своих душ также не любят этот одичавший, своекорыстный народ, как и я его не люблю...»
Презрением, в лучшем случае равнодушием к крестьянскому сословию была заражена и значительная часть советского общества. «Колхозник» - стало обыденной циничной кличкой повсеместно. В ответ крестьянство ушло в себя.
Накануне краха советского государства Валерий Болдин, заведующий Общим отделом ЦК КПСС, констатировал: «Думаю, наш рабочий класс может и не устоять. А деревенским всё равно, что будет».
Фермерство рвануло к миллиону
Освобождение крестьян от колхозно-совхозного рабства начиналось в обстановке «всё равно, что будет». То, что разрушалось в земледельце и вымывалось из него столетиями, не могло быть восстановлено в год-два. Требовалось переломить глубоко укоренившийся в обществе нигилизм по отношению к селу. Это можно было сделать с помощью соответствующей государственной политики, предусматривающей что-то вроде реабилитации «мелкобуржуазной стихии», «кулацкого отродья» и так далее. Однако вместо полного раскрепощения крестьянства последовали полумеры. И всё же первый этап возрождения хозяина на земле стал впечатляющим.
Началось движение к многоукладной экономике. Утверждалось равноправие всех форм собственности. Земельная реформа наделила 12 миллионов селян земельными долями. На поддержку фермерских хозяйств правительство Ивана Силаева выделило миллиард рублей. Слово «фермер» наряду со словами «спикер», «консенсус» и др. вошло в хозяйственную, политическую и повседневную речь. Новая организационно-правовая форма хозяйствования получила юридический статус в законе «О КФХ»: «Крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица...»
На селе к тому моменту проживали почти 40 миллионов человек. Известно, что активная часть составляет, по оценкам специалистов, от 5 до 7% от общей массы населения. Теоретически можно было ожидать появления двух миллионов фермеров. Но инициаторы возрождения крестьянства учитывали историческую специфику страны и рассчитывали на миллион фермерских хозяйств. Это количество самостоятельных хозяев обеспечивало необратимость освобождения крестьян. Поддержанное руководством страны, фермерское движение рвануло к этому рубежу. За пять лет число КФХ достигло 280 тысяч. И вдруг словно какая-то могущественная сила нажала на тормоза и остановила фермерское движение на полном ходу. (Начиная с 1996 года их количество неуклонно снижается).
Что это за сила, которая смогла исключить КФХ из перечня узаконенных Гражданским кодексом организационно-правовых форм?И откуда она взялась?
Чтобы ответить на этот вопрос, сравним два периода российской истории: период с 1861-го до 1870 года и отрезок времени между крахом СССР и расстрелом парламента 4 октября 1993 года.
Походы на карманы
Тогда, в 1861 году, Александр II освободил крепостных без земли. Землю у помещиков надо было выкупать. Под выкуп государство выделило огромные средства. Но крестьяне в руках денег не держали и в глаза их не видели. Суммы выдавались помещику процентными кредитными бумагами, по которым правительство принимало на себя уплату процентов и долга. Эти же бумаги можно было за границей конвертировать в валюту, для чего правительство отправило в европейские банки часть золотого запаса.
Эта схема выкупа земли привела к грандиозному воровству и расхищению финансов. В итоге из освободительной реформы, как чёрт из табакерки, выскочил спекулятивный финансовый капитал. Сначала он ограбил государство, а затем начал грабить граждан. То, что происходило тогда, а потом, через 130 лет, и в наши дни, с точностью экономиста и политолога описал Некрасов:
Я заснул. Мне снились планы
О походах на карманы
Благодушных россиян.
И ощупав мой карман,
Я проснулся...
Шумно, в уши
Словно бьют колокола,
Гомерические куши,
Миллиардные дела.
Баснословные оклады,
Недовыручка, делёж,
Рельсы, шпалы, банки, вклады -
Ничего не разберёшь.
Не правда ли, точная картина шоковой терапии и воровской приватизации, обчистивших наши карманы и породивших спекулятивный капитал?
Наши олигархи не могли помешать наделению крестьян землёй в самом начале 1990-х. Тогда они захватывали недра и производства и ещё не приобрели силу, чтобы управлять всеми ветвями власти. Ещё не породнились с высшим чиновничеством. И не приручили прокуратуру.
Но к началу 1993 года народ оказался в ситуации, описанной Некрасовым с удивительным пророчеством:
Грош у новейших господ
Выше стыда и закона;
Нынче тоскует лишь тот,
Кто не украл миллиона...
Протестные настроения в стране стали накаляться.
Кому нужен земельный хаос?
Напуганные событиями октября 1993 года, Ельцин и его команда стали сдавать завоевания аграрной реформы. Началось то, о чём газета «Крестьянин» пишет уже 15 лет.
Целый пласт земельного законодательства, завязанный на интересе крестьян, был предан забвению. Прокуратура прекратила отслеживать законность в сфере земельных отношений. Суды начали толковать законы и выносить решения в пользу деградирующих хозяйств и в интересах появившихся холдингов. С ужасающей быстротой размножились изощрённые способы отъёма земельных долей у их здравствующих собственников. Мошенничество при заключении договоров аренды с собственниками земельных паёв приобрело массовый характер. С памятного заявления бывшего министра сельского хозяйства Гордеева о фермерах как исторической ошибке началась их дискредитация. И всё это на фоне бесконтрольной скупки паёв через подставных лиц и сельхозпредприятия.
Такова сила спекулятивного финансового капитала. Его диктат в своё время привёл к трём русским революциям и реанимированию крепостного права в виде колхозно-совхозного строя.
К чему приведёт этот диктат на сей раз?
Ещё Достоевский указывал на зависимость решения вопроса о частной собственности на землю от всего общественного устройства страны. Диктат спекулятивного капитала после реформы 1861 года, по мысли Достоевского, привёл к тому, что «...с тех пор русская личная поземельная собственность в полнейшем хаосе, продаётся и покупается, меняет своих владетелей поминутно, меняет даже вид свой... и в какую форму преобразится в конце концов - всё это трудно предсказать. А между тем, если хотите, в этом главнейший вопрос русской будущности».
А сегодня разве не так?