Из породы левшей

 Герои живут рядом с нами. Когда в Приморско-Ахтарске знакомился с работой станции юных техников, от её директора Владимира Карпова услышал, что модели кораблей и самолетов делает с детьми серебряный призер чемпионата Европы по судомодельному спорту Александр Васильевич Швырев. Со станции и позвонил моделисту на дом, напросился в гости.

 В воскресенье с трудом нашел его неприметный домик. Открыл сам Александр Васильевич - моложавый худощавый человек с внимательным взглядом. И я вступил в царство моделей. Они были везде в этом домике: на столах, на полках, у компьютера, на подоконниках и стульях, в коробках и без коробок, а у дивана, во всю его длину, устроился невысокий аккуратный ящик типа саквояжа. На него я поначалу не обратил внимания. Заправляли в этом царстве два кудесника - Александр Васильевич и его ученик и воспитанник Коля Понедельченко.

 Первым в оборот меня взял Коля. Выставил на стол модели немецкого танка «Тигр» времен Великой Отечественной, цвета пустыни и, увидев, что мне интересно, рассказал уйму такого, чего я раньше и не слышал.  Про лобовую броню «Тигра» - она была 15 сантиметров, про двигатель бензиновый мощностью более 500 лошадиных сил, про немецкого танкиста Михаеля Витмана, воевавшего на «Королевском тигре» и подбившего 125 танков противника!

- Коля, это он один столько наших танков спалил? - цифра «125» меня покоробила.

- Нет, что вы, он на Западном фронте воевал! - говорит Коля.

- Тогда другое дело! Там вояки были известные… Наших бы немец столько не нащелкал! - с гордостью говорю я.

- Наши «тридцатьчетверки» были маневренней, подвижней из-за меньшего веса.

- Так дизеля ж, Коля!

- Именно! Однажды в войну, когда наш танковый корпус оторвался от тылового снабжения - это было на Украине - и остался без горючего, танкисты по селам собрали керосин, подсолнечное и конопляное масло и на этой смеси  пошли вперед! - с восторгом выдает Коля.

 Ну, Колька, ну энциклопедия в штанах, столько знать в 17 лет! И Коля ставит рядом с «тиграми» модель отечественной «тридцатьчетверки» и выдает мне все отличительные характеристики германских и советских танков. Я поражен его развитым техническим мышлением.

- Вы посмотрите, какие Коля создает диарамы, вот над этой он год работал, - и Александр Васильевич подводит меня к настоящему полю битвы, где на плоскости в одном масштабе созданы высоты, траншеи, пулеметные гнезда, бегущие в атаку солдаты…

 Теперь Александр Васильевич показывает мне модели, сделанные им самим в детстве. С годами увлечение переросло в мастерство, профессионализм и сформировало определенные качества натуры: самоорганизованность, усидчивость и грандиозное терпение.

 Насмотревшись на танки, пушки, самолеты самых разных стран, уяснив, чем хуже современный американский танк «Абрамс» южнокорейского «К-1А1» и чем их обоих превосходит наш «Т-90», я уже догадываюсь, что самая большая ценность коллекции Александра Васильевича и Коли находится в том длинном саквояже у дивана.

- Покажите, - прошу я.

 Клацает замок, открывается боковая стенка, и на руках мастера предстает в десятки раз уменьшенная копия погранично-сторожевого корабля Российского флота. Пять лет работы Швырева. Но «работы» сказано будет слабо. Титанического труда!

 Модель сделана по заводским чертежам (это отдельная история, её опустим). Ну, хорошо, появились у человека чертежи, что дальше? А дальше расчеты макета корпуса корабля, так называемой колодки. Делают сначала её, а потом по ней из стеклоткани клеют корпус. Из того расчета, что в нем будут стоять три двигателя, линии валов, сальники, гребные винты, приемник сигнала - модель должна плавать и управляться по радио. И мысль, которая возникает при строительстве корпуса корабля у любого судостроителя (моделист не исключение): как корабль поведет себя на воде - не ляжет ли на борт, не покажет ли киль, - не покидала Швырева до самого окончания строительства его маленького сторожевика. Проще, скажу вам, построить приличный дом, чем сделать плавающую модель судна. Столько всякой мелочевки... Ведь любой корабельный узел состоит из многих, из множества, из великого множества частей! Самый вроде простой кормовой флагшток сделан из почти семидесяти миниатюрных деталей, в торпедном вооружении их уже несколько сотен, а мачта сторожевика собрана вовсе из нескольких тысяч! И каждую детальку надо сделать так, чтобы она была абсолютно похожей на настоящую корабельную, и в склеенном, объединенном состоянии та же мачта модели была идентична мачте боевого корабля!

- Что ж самое трудное в строительстве подобной сложнейшей модели? - спрашиваю у Александра Васильевича.

- Убедить себя, что ты сможешь её сделать.

 Рубку сторожевика Швырев пять раз переклеивал, зиму на это потратил. И все из-за того, что не удавалось добиться абсолютного сходства линий её обшивки. Поистине титанический труд!

- А вы поглядите на пожарные краны, вентили Александр Василич выточил надфилями из латуни! - говорит Коля.

 Вижу эти вентили с просяное зерно. Сходство с настоящими - один к одному. Ну кудесник, Швырев, ну Левша!

 Швырев - четырехкратный чемпион России, шесть раз завоевывал второе место и три раза бронзу на российских соревнованиях, один раз завоевал бронзу и один - серебро на европейских. Он член сборной команды России по судомодельному спорту и мастер спорта международного класса. Попробовали мы с Колей для фотоснимка повесить все медали на шею Александру Васильевичу, так груди не хватило! Но за каждой победой, за каждой наградой судомоделиста Швырева стоят только его труды и его собственные финансовые затраты. Два года назад он не поехал на чемпионат мира во французский город Нант только потому, что не нашел две тысячи долларов на дорогу и проживание. А его модель сторожевика в классе «F2B» - единственная не только в России, но и в мире! И прославить Отчизну Швырев мог бы, если б ему помогли с деньгами. Но в крае про него губернатор не знает, другое дело - гитарист Малахов или бобслеист Воевода. Эти на слуху. Швырев же уезжает на соревнования со своей моделью незаметно и тихо, за свои рубли, а представляет Кубань и Россию. Для сравнения: модель, подобную швыревской, в Китае для международных соревнований делают 2-3 года целые коллективы инженеров и мастеров, и везет модель специально подготовленный человек. Он государство представлять будет! И если китаец победил, от родины ему - слава и премия как минимум 50 тысяч долларов. За победу Швыреву самое большее, что полагается, - информация в районке, да поздравят еще в двух школах и на станции юных техников, где он зарабатывает себе на хлеб, обучая детей строить модели.

Выразить свое отношение: 
Теги: общество
Рубрика: Персона
Газета: Газета Крестьянин