Техосмотр - на свалку истории?

Похоже, федеральные власти вознамерились отменить утомительную процедуру.

При слове «техосмотр» автовладелец невольно хватается за сердце и кошелёк. Чтобы получить заветный талончик, нужно отстоять очередь в ГАИ. Может, и не один раз, если дотошный инспектор вдруг обнаружит просроченный валидол в аптечке, не той мощности лампочку в фаре. В общем, процедура унизительная. Да и стоит недёшево.

Золотая жила техосмотра многие десятилетия кормит армию предприимчивых мужей в милицейской форме. Водителям эта операция обходится ежегодно в 10 млрд рублей. Не считая потерянного времени, душевных страданий. Правда, по данным общественной организации «Движение автомобилис­тов России», около шестидесяти процентов граждан приобретают талоны техосмотра, мягко говоря, не совсем легальным путём. Иные предпочитают вовсе ездить без талона ТО, полюбовно договариваются с дорожным инспектором. Цифры можно оспаривать. Но то, что левый бизнес тут поставлен на широкую ногу, убеждаешься на каждом шагу. Афишные тумбы, стены вагонов электричек, метро пестрят объявлениями: «Помогу с техосмотром. С заездом, без заезда на диагностику», и прочее. Не редки такие предложения в интернете.

ГАИ вроде пытается пресечь преступный бизнес. Ужесточило процедуру техосмотра: теперь он не визуальный, а инструментальный, в специально оборудованных помещениях, с использованием приборов диагностики. На каждый автомобиль заводится ведомость - бумажный холст, напичканный сведениями о конкретном авто. Их заносят в электронную базу данных. Казалось, тут уж не словчишь. Стороны, однако, научились договариваться. Просто сумма сделки выросла.

- Техосмотр называется государственным. Но разве государство отвечает за состояние автомобиля? Ставя заветный штамп «ТО прошёл», ГАИ не даёт гарантий, что через неделю-другую не случится поломка, - говорит руководитель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - За неё отвечает водитель, в отдельных случаях - автозавод.

Есть сервисная книжка, где записаны технические характеристики узлов и агрегатов, сроки профилактического обслуживания. Причём же тогда ГИБДД ГАИ? Нужен ли тут придирчивый глаз её инспекторов? Стоит напомнить: эта хлопотная процедура в России и сегодня обязательна не для всех. По Москве, другим крупным городам колесят многие тысячи авто, принадлежащих дипломатам, различным международным организациям. Без всякой «гаишной» проверки технического состояния. И вряд ли можно сказать, что эта категория транспортных средств отличается повышенной аварийностью.

Словом, контрольная процедура не приносит ощутимой пользы делу. Зато является рассадником коррупции. Таково мнение многих экспертов.

- Техосмотр в его нынешнем виде потерял всякий смысл. Следовало бы его отменить, - соглашаются, например, в Департаменте транспорта и связи правительства Москвы, где самый большой в стране автопарк.

Правда, с оговоркой: если Госдума примет закон об изъятии у ГИБДД этой функции, передаче её на усмотрение регионов. И депутаты, и президент согласны поручить техосмотр частным фирмам - шаг, отвлекающий к тому же внимание масс от наших экономических, социальных неурядиц. Ведь автомобилисты вместе с семьями - пожалуй, половина населения страны. Да и пробный шар уже обкатан во время одной из прошлых избирательных кампаний. Некий кандидат пообещал добиться отмены техосмотра. И его рейтинг тогда круто пошёл вверх.

От благих намерений до практической отмены тех­осмотра ещё далеко. Соответствующий законопроект парламент в лучшем случае рассмотрит ближе к лету. Но даже если ТО перейдёт в частные руки, ликовать ли автомобилистам? Бизнес наш белым и пушистым не назовёшь. Найдёт он способы, как «ошкурить» автовладельца.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин