Арендаторам оставили срок
Государственная Дума одобрила поправки в Закон об обороте земель сельхозназначения. Согласно им остаются в силе существующие правила аренды.
Доклад председателя Комитета по аграрным вопросам Геннадия Кулика был предельно краток:
- Хочу напомнить вам, коллеги, смысл закона. Предлагается на два года продлить срок, в который крестьяне могут оформить свои земельные паи. Либо в собственность, либо в другие виды пользования. Ибо 27 января истекает время, в течение которого мы должны были подготовить соответствующий правовой акт. Данный законопроект получил положительные отзывы всех регионов. Прошу его принять.
Что и сделано. Без обсуждения, подавляющим большинством голосов. Впереди третье чтение, которое предусматривает лишь стилистическую правку документа. Далее рассмотрение в Совете Федерации, виза президента. Уже к концу января закон, скорее всего, вступит в силу. Так что собственники, арендаторы могут использовать существующие правила игры.
Правда, опять лишь на два года. Почему нельзя определиться с ними раз и навсегда? Андрей Удачин, один из «кураторов» этого закона, советник Комитета Госдумы по аграрным вопросам, ответил мне уклончиво. Дескать, местные власти пока не располагают ни кадрами, ни материальными, техническими возможностями, чтобы взять на себя оформление прав собственности в полном объеме. Вот и приходится использовать временные меры. Дважды их уже продлевали. Теперь - снова.
- Ситуация, действительно, непростая, - соглашается академик РАСХН Владимир Милосердов. - Но усложнили ее сами чиновники. Министерство экономического развития и торговли в свое время, готовя этот закон, опробовало его на опыте Псковской области. Села там насчитывают от одного до десяти человек. Примерно по три семьи. Их можно легко собрать, договориться о разделе земли.
Но в стране 134 тысячи деревень. Во многих по полторы - две тысячи жителей. А площадь бывшего колхоза, совхоза, назначенная к переделу, - 20-25 тысяч гектаров. Причем в кадастровых документах записана, как говорится, единым клином. Чтобы ее поделить, нужно учесть пожелания сотен пайщиков. Иные из них живут вдали от родной околицы. Как собрать их вместе, договориться, кому достанется надел близко к дому, кому - за 5-7 километров от станицы, села? Можно ли при этом добиться полного согласия? Опыт показывает: задача архисложная.
А чиновники решили ее, что называется, одним махом, на примере безлюдного Нечерноземья. Вот и вышла осечка в масштабах России. В Госдуме лежат еще два законопроекта, внесенные правительством. Они касаются землеустройства, упрощения порядка межевания участков, государственной регистрации прав на них. Судя по всему, выйдут в свет нескоро. Между тем жители Поволжья, Урала, центральных, южных областей сетуют: невозможно получить землю в натуре. Вместо нее дают на руки свидетельство о виртуальной собственности. Свыше миллиона владельцев паев отказались брать эту «филькину грамоту». Иные, покидая деревню, и не вспоминают, что там у них остался надел. А те, кто его сдал в аренду кооперативу, зачастую имеют весьма скромный «навар»: несколько пудов зерна либо мешок сахара.
В царское время существовала чересполосица. Крестьянин владел наделами рядом с селом, чуть поодаль и совсем далеко. Не слишком удобно, зато по справедливости, на равных со всеми. И сегодня ситуацию с паями, арендой надо бы не замораживать, а скорее распутывать. Но как? Принимать принципиально новые законы, считает, например, белгородский губернатор Евгений Савченко.
На одной из недавних встреч с президентом он предложил не пожалеть 50-70 миллиардов рублей, чтобы выкупить землю у крестьян. По хорошей цене, на строго добровольной основе. А затем сдавать ее в аренду. Хоть на сорок девять, хоть на девяносто девять лет. Бесплатно либо на льготных условиях. Есть и другие варианты.
Подготовка полноценного правового акта - дело сложное, кропотливое. Нужны длительные переговоры, консультации, исследования. Почти неизбежны конфликты с правительством, сидящим, словно скряга, на мешке с деньгами. А впереди парламентские выборы. Они все больше занимают умы и время депутатов. Так что вопросы земельной собственности, скорее всего, перейдут по наследству новому составу палаты.
От редакции. «Крестьянин» многие годы внимательно следит за ситуацией, складывающейся с паями. Этой теме посвящены многие публикации нашей газеты. До сих пор землей распоряжается кто угодно, но только не ее хозяева. Если земельная реформа будет проводиться на местах так, как она идет сегодня (см. в этом номере статью «Межевание до бесконечности», стр.4), то даже самый хороший закон крестьянину не поможет.