Государственная Дума: Когда тут законы писать

Треть депутатов имеют свой бизнес.

В Госдуме, как известно, 450 депутатов, но в телерепортажах мы видим полупустой зал заседаний. А ведь нас, простых смертных, на службе за прогулы строго наказывают.


В. СТОЛЯРЕНКО


г. Краснодар

Тема депутатских прогулов приобрела скандальный характер. Ею озаботился и президент страны. Публично выразил недовольство поведением народных избранников. Телевидение однажды показало репортаж, когда меньше девяноста из 450 депутатов умудрились принять закон, шустро бегая по рядам, нажимая кнопки за себя и отсутствующих «парней».

Сегодня депутаты ужесточили свой регламент. Он обязывает лично участвовать в пленарных заседаниях. Справедливости ради надо признать: к нежеланию посещать место работы подталкивает и атмосфера, навязанная партией парламентского большинства. Депутаты от оппозиции жалуются: «Нам не дают слова, нас прерывают. Наша позиция никак не влияет на принятие решений». Можно также понять и прогульщиков – «единороссов». Как голосовать по тому или иному вопросу, определяют за стенами Госдумы. Им же остаётся лишь нажимать кнопки, подтверждая ставшие крылатыми слова своего лидера, председателя палаты Бориса Грызлова: «Парламент – не место для дискуссий».

Но это лишь одна из причин недостатка служебного рвения. Может, не самая главная. Недавно Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и влас­ти распространил весьма любопытную информацию. За два с половиной года работы Государственной Думы пятого (нынешнего) созыва почти сорок депутатов не внесли ни одного предложения, законопроекта. В «Единой России» таких двадцать семь, в КПРФ – шестеро, в ЛДПР – пятеро, в «Справедливой России» – один.

Говорят, Исаак Ньютон, дважды избиравшийся в английский парламент, лишь один раз взял слово: попросил коллег прикрыть окно. Ему простительно. Великий учёный открывал законы природы.

За два с половиной года, что проанализировали специалисты вышеназванного центра, Россия пережила мировой финансовый кризис, засуху и пожары, серьёзно откорректировала свою Конституцию, пенсионную реформу, приступила к радикальному реформированию силовых и правоохранительных структур. А чем же были заняты наши «молчуны»? Почему забыли о своём предназначении – законотворчестве?

Примерно треть депутатов имеют свой бизнес, который, естественно, требует внимания и неустанных забот. Среди парламентариев немало долларовых миллионеров и миллиардеров. Они – в списках самых состоятельных россиян. Некоторые имеют собственность за рубежом. И там, а не в российскую казну, платят с неё налоги. Одно из первых мест по богатству среди коллег занимает руководитель думской фракции ЛДПР, сын Владимира Жириновского Игорь Лебедев с годовым доходом в 177 миллионов рублей. Имеет четыре квартиры в среднем по 320 метров каждая, пять престижных иномарок.

– Могут ли депутаты заниматься бизнесом? И не являются ли их многомиллионные доходы признаком коррупции? – спрашиваю обладателя столь солидного состояния.

– Считаю, должно быть нормой, когда депутатом Госдумы становится обеспеченный человек. Он общается с избирателями, представителями власти. Соответственно, должен быть хорошо одет, ездить на достойном автомобиле, иметь нормальные средства на жильё. В общем, он нуждается в определённом уровне доходов.

– Государством вроде не обижен. Средний россиянин получает около четырнадцати тысяч рублей в месяц, а депутатская зарплата в десять раз больше. У граждан давно отобрали все льготы. Депутатам, кроме одной, совершенно им не нужной – бесплатного проезда в общественном транспорте – оставили всё: санатории, спецполиклиники, элитное жильё, спецсвязь и прочее.

– Из истории известно, что избирать и быть избранным первоначально могли только богатые люди, которым есть что терять. Потому они вынуждены ответственно относиться к своей работе в парламенте. Если человек богат, это вовсе не значит, что он мошенник иль вор. Скорее успешный предприниматель, управленец. А что касается недобросовестных депутатов, ЛДПР внесла в Госдуму законопроект, который запрещает им занимать иные должности, кроме своих полномочий. Это снизит число бизнесменов, предпринимателей в обеих палатах нашего парламента.

Как бы не так. Пишущие законы лучше других знают пути и способы их обхода. Например, перевести свой бизнес на жену, тёщу, сына, брата, оставаясь при этом «у руля». Из опубликованных в печати данных за 2009 год об имуществе депутатов Госдумы и членов их семей явствует, что у сорока трёх из них жёны богаче мужей. В этом списке 34 единоросса, восемь либерал-демократов. Больше всего богатых семей у представителей партии власти. К примеру, супруга вице-спикера Госдумы Юрия Волкова, род занятий которой неизвестен, заработала 308 миллионов рублей, тогда как сам он – 134 миллиона. Доход Ростислава Гольдштейна составил два миллиона рублей, а его второй половины – двадцать два миллиона. Сейчас высокопоставленные госчиновники добиваются, чтобы им официально разрешили хранить тайну доходов своей семьи. Идея, которую, надо полагать, охотно поддержат многие в парламенте.

Вернёмся к обновлённому регламенту Госдумы. Теперь будет не два, а три пленарных заседания в неделю. Зато следующая – работа в комитетах. Считай, свободная. Кто проследит, чем в своём кабинете занимаешься. Звонишь куда по делам службы, собственного бизнеса или вовсе отсутствуешь. А там подоспеет неделя «региональная» – поездка в избирательные округа. Она – в конце каждого месяца. Так что свобода деятельности, в том числе предпринимательской, – неограниченная.

Когда уж тут законы писать.

Наш соб. корр., г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин