Проще человека отодвинуть

Так в Аксайском районе власть исправляет свои промахи и ошибки.

Александра Сергеевна Шевкунова никогда в своей долгой жизни не сталкивалась с властью лицом к лицу. Власть обитала далеко и высоко, она была неласковой к согражданам, однако лично Александру Сергеевну не трогала.

Пришли иные времена, и однажды, 30 ноября 2007 года, в 9 часов 40 минут утра власть явилась на её подворье.

И предъявила старушке постановление о привлечении её к ответственности.

Шевкунова свесила худые ноги с узкой, как в матросском кубрике, кровати и поднесла к глазам державную бумагу. Из постановления следовало, что она, Александра Сергеевна Шевкунова, совершила противоправное деяние: самовольно возвела хозяйственные постройки по переулку Булавина в станице Старочеркасской. За что ей назначено наказание в виде штрафа в размере 500 рублей.

В свои 84 года хозяйка подворья с 1951 года имела смутное представление о судах. Почерком ребёнка, впервые выводящего слово, Александра Сергеевна подписала доверенность на своего сына Анатолия Михайловича, который обратился в суд.

Судья допросил гражданина Пальчикова, составителя протокола об административном правонарушении. Тот признался, что в ходе проверки он обнаружил хозяйственные строения возле дома Шевкуновой. Но самовольно они возведены или законно, он не знает. А протокол по указанному адресу, Ленина, 53, он составил со слов главы Старочеркасского сельского поселения М. Г. Ку­динова.

Районный суд отменил постановление административной комиссии при администрации Аксайского района Ростовской области. И производство по делу прекратил.

Через два месяца власть повторно явилась к старушке с тем же обвинением. Но сумма штрафа почему-то возросла в четыре раза. Районный суд отменил новое постановление, а дело закрыл.

Все свои страхи, слёзы и материальные затраты Александра Сергеевна оценила в 27 200 рублей. Такой иск она вчинила районной власти. Но мировой судья посчитала сумму чрезмерной и «тряхнула» казну администрации Аксайского района всего на 6 тысяч. Однако администрация и этих денег старушке платить не хотела. В апелляционной инстанции представитель администрации с пеной у рта доказывал, что Шевкунова при пенсии 3723 рубля является неимущим тружеником тыла. И прозрачно намекал, что Александру Сергеевну адвокат защищал бесплатно, а не за деньги, которые указала в иске Шевкунова. Суд не внял его доводам. Пришлось администрации раскошелиться.

Да пусть он не свистит...

Чем же не угодила Александра Сергеевна власти?

Обратимся к письму главы Старочеркасского сельского поселения М. Г. Кудинова от 06. 06. 2007 г. : «Уважаемый Сергей Глебович! На ваш запрос № 7 от 03. 05. 2007 сообщаем, что соответственно схеме улиц поселения проезд с переулка Булавина на улицу Ленина существует».

Спустя полгода после этого ответа власть и заявилась к старушке Шевкуновой, чьи постройки якобы мешают проезду по переулку Булавина.

Но кто он, автор запроса?

Сергей Глебович Фурдей, кандидат философских наук, доцент Южного федерального университета, приобрёл в станице Старочеркасская земельный участок метров за 150 от подворья Шевкуновой. Пока философ возводил загородный дом, он доставлял стройматериалы по проезжим улицам и переулкам. Когда же обустроился, обратил внимание на переулок Булавина. Потому что от его участка до трассы это самый короткий путь. Но на этом пути располагались постройки старушки.

Глава Старочеркасского сельского поселения М. Г. Ку­динов и аксайская власть, как мы уже знаем, слишком легкомысленно подошли к решению возникшей проблемы и потерпели поражение. Тогда Сергей Глебович Фурдей решил сам взять быка за рога. У него появилась группа поддержки из хозяев домовладений, расположенных по соседству с его усадьбой. Мы встретились с одним из них – Константином Фёдоровичем Безродновым – возле его теплицы. И вот что он рассказал:

– Я 40 лет в колхозе им. Кирова шоферил. По переулку Булавина ездил. Проезд там был, пока Шевкуновы его постройками не ужали. Но мы люди не шибко грамотные. Как судиться, не знаем. А Сергей Глебович, душевный человек, нам помогает...

На обратном пути мы разговорились с двумя женщинами. Они работали на своих огородах неподалёку от коттеджа душевного человека.

– Безроднов? Да пусть он не свистит в худую варежку, – отрезала Мария Андреевна Кислякова. – Я здесь с 1954 года живу. Какой он шофёр?! Последние 15 лет на пристани концы принимал. А по Булавина тропинка проходила. По ней скотину гоняли. Какие машины?! Вы что?. . Безроднов там по тропиночке на палочке между ног скакал...

Валентина Тихоновна Иванова, опершись на лопату, заметила:

– Константин Фёдорович, он ещё и не то скажет... Вон, тырсу отсыпал по огороду бабы Ани Мухоедовой, и хоть бы хны... Ему удобно, а ей каково...

Кислякова кивнула в сторону луга, где жевали траву две коровы:

– Здесь только один Шевкунов (сын Александры Сергеевны. – Прим. ред. ) молоко производит... А эти, за исключением Безроднова, дачники. Живут и работают в Ростове. Сюда же приезжают права качать...

Предостережение главе района

Второй тур судебных разбирательств стартовал с иска «дачников» плюс Безроднова. Истцы просили суд обязать старушку Шевкунову не чинить им препятствий в благоустройстве переулка Булавина.

И снести самовольно возведённые строения с проезжей части. «Дачники» утверждали, что в случае пожара, болезни и иных напастей экстренные службы не смогут экстренно прибыть к месту бедствия. Каким образом перечисленные службы добирались к больным и угоревшим до подачи иска, не сообщалось.

Старочеркасская админист­рация поддержала требования истцов. Причём её представитель З. Г. Осипова была едина в двух лицах – одновременно представляла интересы «дачников» и местной власти. Дело в очередной раз завершилось поражением альянса админист­рации и неутомимой четвёрки. 22 мая 2009 года районный суд взыскал с них в пользу Александры Сергеевны 10 000 рублей. Но в областном Дворце правосудия это решение кому-то не понравилось. И судебная коллегия отменила его. Несмотря на то что прокуратура Рос­товской области обнаружила в деле признаки коррупции:

«... З. Г. Оси­­пова, являясь муниципальным служащим, не сообщила о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей...»

Главе Аксайского района В. И. Борзенко было вынесено представление и объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона «О противодействии коррупции».

При новом рассмотрении спора Аксайский районный суд отказал упёртым «дачникам» в удовлетворении их требований. И повелел каждому из них выплатить старушке Шевкуновой по 10 056 рублей.

Казалось бы, священное право собственности Александ­ры Сергеевны Шевкуновой на земельный участок площадью 3 600 кв. м незыблемо. И все попытки отодвинуть старушку обречены на провал... Её правоустанавливающие документы имели непреодолимую силу. Выписка из похозяйственной книги от 13 марта 2007 года со ссылкой на запись 1994 года. Вторая выписка из похозяйст­венной книги от 14 апреля 2009 года со ссылкой на более ранний источник 1986 года. Акт согласования границы земельного участка. Все три документа за подписью главы Старочеркасского сельского поселения М. Г. Кудинова и печатью его администрации. И в каждом Шевкунова – владелец земельного участка размером 3 600 кв. м. А ещё землеустроительное дело. Кадастровый паспорт. И наконец, свидетельство о государственной регистрации права собственности...

Но власть есть власть. Разве могла она смириться с тем,что какая-то старушка раз за разом наказывает её позором и руб­лём.

Власть признаёт себя недействительной...

Если невозможно преодолеть правовую силу документа, надо объявить его недействительным.

Очередной иск к старушке Шевкуновой требовал признать недействительными правоустанавливающие документы и зарегистрированное право собственности на земельный участок. С иском обратились К. Ф. Безроднов, С. Г. Фурдей и А. С. Соловейкина. Четвёртый истец Л. С. Нетина не выдержала судебного марафона и сошла с дистанции. С аналогичным иском выступила и администрация Старочеркасского сельского поселения. Оцените! Власть, которая выдала Александре Сергеевне выписки из похозяйственной книги, обратилась в суд с просьбой признать их недействительными. И опять интересы администрации представляет всё та же З. Г. Осипова. Словно и не было предостережения и представления прокуратуры главе Аксайского района В. И. Борзенко.

На всех предыдущих разбирательствах альянс истцов и власти не смог предъявить суду ни одного доказательства своей правоты. А тут вдруг, как по команде, подразделения и структуры Аксайского района дали «залп» по домовладению 53 на ул. Ленина. Архитектура и БТМ «выстрелили» справками о том, что у Шевкуновой всегда в пользовании находился земельный участок площадью 2 500 кв. м. Глава Старочеркасского поселения М. Г. Кудинов «расстрелял» собственную выписку из похозяйственной книги от 14 апреля 2009 года.

Заявил, что площадь 3 600 кв. м в ней была указана ошибочно. Но ведь до 14 апреля 2009 года истцы и Кудинов проиграли Шевкуновой пять судов. И на каждом суде обсуждался приусадебный участок Александры Сергеевны площадью 3 600 кв. м. И никто о технической ошибке не заикался. А есть ещё выписка с той же площадью от 13 марта 2007 года.

Тут бы судье М. Н. Малород вынести частное определение о возбуждении уголовного дела. И пусть бы дознаватели и следователи разбирались с записями в похозяйственной книге. Каким образом 3 600 кв. м превратились в 2 500 кв. м? Но судья выступила в роли истинно верующей. Поверила главе Старочеркасского сельского поселения на слово.

А от противоречий и сомнений отмахнулась формулировкой «суд не принимает во внимание». Но что там противоречия и сомнения! Не принимаются во внимание бесспорные доказательства. Например, кадастровая выписка с датой от 25 января 2006 года, когда кадастровый номер участка размером 3 600 кв. м был внесён в государственный кадастр недвижимости. В своём решении судья пишет: «Из налоговых уведомлений не усматривается, из какой площади производился расчёт налога на землю. Других допустимых законом доказательств не представлено».

Ну как же не представлено!

А справка межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы? В справке чёрным по белому указано, что земельный участок Шевкуновой поставлен на налоговый учёт 2 июня 2006 года. С этой даты земельный налог исчисляется исходя из кадастровой оценки земли. Указана кадастровая стоимость участка по годам... Чего же ещё? Тем не менее судья М. Н. Малород признала недействительным зарегистрированное право собственности Александры Сергеевны на земельный участок площадью 3 600 кв. м. Признать же таковыми правоустанавливающие документы старушки не решилась.

Самый дешёвый вариант

Этот вердикт суда проблему проезда по переулку Булавина не решает. У земельного участка есть длина и ширина. Если надзорная жалоба хозяйки домовладения 53 будет отверг­нута президиумом областного суда, Александра Сергеевна может сократить приусадебную площадь за счёт её длины. А местоположение забора останется неизменным. Почему же иск и судебное решение оказались тупиковыми? Потому что в основе этой истории совершенно иные мотивы и факты.

У переулка Булавина две стороны. Судом были назначены строительно-техническая экспертиза и проведение горизонтальной съёмки переулка и противоположных домовладений. Заключение судебного эксперта однозначно: «Все хозяйственные постройки А. С. Шевкуновой находятся в границах принадлежащего ей земельного участка...»

А вот покойный гражданин Козлов, владелец противоположного домовладения № 51, вышел далеко за границы его законного участка. На плане горизонтальной съёмки обозначено расстояние между заборами Шевкуновой и Козлова в начале переулка – 6,86 метра. Но по мере продвижения вглубь переулка забор покойного отклоняется от пределов его земельного участка и приближается к абсолютно прямой линии ограды участка старушки. В самом узком месте до 2,94 метра. Судья, разумеется, видела это и на плане, и наяву. Но отреагировала странной фразой, записанной в решении со слов истцов: «Забор со стороны домовладения 51 существует более 30 лет и никем не переносился».

Так в чём же дело? Отодвинуть ветхое ограждение прихваченного переулка – и вот вам проезд. Увы! Беда в том, что истцы девять лет назад бездумно протянули вдоль забора Козлова линию газопровода на стойках. А Старочеркасская администрация проморгала строительство газопровода. В нескольких местах он «подходит» к границе земельного участка Шевкуновой на расстояние менее двух метров. Судья даже не упомянула в своём решении о существовании газопровода. Зато судья вместе с Кудиновым приезжали к Александре Сергеевне – просили её передвинуть забор. Чтобы хоть как-то можно было протиснуться между газопроводом и оградой. Взамен глава Старочеркасского поселения предлагал взять земли по длине участка сколько захочешь. Шевкунова отказалась.

Передвинуть газопровод протяжённостью около 100 метров стоит немалых денег. Истцы и местная власть не хотят исправлять последствия своих неразумных действий за свой счёт. Самый дешёвый вариант – передвинуть старушку Шевкунову с помощью суда.

Я попытался встретиться с главой Старочеркасского поселения М. Г. Кудиновым. Но он отказался от встречи. Сергей Глебович Фурдей принял меня в своём университетском кабинете. Я положил перед ним план горизонтальной съёмки. И философ сказал: «Вот пусть Шевкуновы за свой счёт и передвигают газопровод...»

Татьяна Ивановна Ямнова, заведующая музеем, председатель Совета ветеранов другого мнения: «Сегодня у Шевкуновых землю отнимут. Завтра у меня. Потом у других, если кто-то пожелает... Проще человека отодвинуть...»

47Shev.jpg

На фото: Анатолий Шевкунов: "Истцы бездумно протянули линию газопровода. И переулок стал непроезжим"

ст-ца Старочеркасская, Аксайский р-н, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин