Коммунальные услуги. Ямочный разбой

Водники вынуждают граждан рыть смотровые колодцы на улице, на свой лад трактуя закон об энергосбережении.

В СЁЛАХ Ставрополья стихийные собрания. Народ возмущён ультиматумом водников, обязавших домовладельцев копать смотровые колодцы за пределами двора и оборудовать их счётчиками. В какие тысячи это выльется, как соблюсти технику безопасности в загазованных ямах, сколько машин и людей рухнет в самодельные дорожные люки, организаторов сомнительной затеи не интересует.

Наказание ослушнику

Пенсионер Ленда – один из немногих в станице Барсуковской, кто держит корову. Даже после смерти жены Михаил Кириллович от кормилицы не отказался. Больше того, бурёнка для одинокого пожилого человека теперь – палочка-выручалочка. За молоком к Ленде очередь. Продажа удоя помогает пенсионеру и себя прокормить, и за коммунальные услуги расплатиться. Но вот беда: районный «Водоканал» даром забирает у Михаила Кирилловича по нескольку трёхлитровок молока каждый месяц – в денежном выражении, разумеется. Это наказание ему за то, что не вынес водомер на дорогу.

– Предвестником поборов стало вот это извещение, – Ленда протягивает мне листок за подписью контролёра Широченко, датированный 27 июля 2009 года. В месячный срок бумага обязывала абонента Ленду М.К. провести поверку водомера, грозя в противном случае выставлять счета по норме потребления. Требования эти Михаилу Кирилловичу давно знакомы, он их соблюдает. Но на сей раз в извещении красовалась приписка от руки: «Водомер в обязательном порядке вынести на центральную врезку». Цену этих двух корявых строчек Ленда, сам в прошлом работник «Водоканала», вычислил в минуты: проектная документация, услуги экскаватора, подъёмного крана, грузовика, железобетонное кольцо, люк, крышка, вентиль, трубы, вызов специалиста, монтаж, подключение…

– Вышло у меня 30 тысяч, затраты огромные, – комментирует Михаил Кириллович. – Конечно, отказался. С тех пор с меня дерут за семь с половиной кубов в месяц, хотя реально беру из водопровода по кубу-два.

Уловив в моих вопросах сомнение, Ленда приглашает во двор к своему абиссинскому колодцу и несколькими качками вызывает плотную водную струю. Из этого бесплатного крана пенсионер поит домашнюю живность, поливает грядки, моет полы в доме. А водопроводом пользуется только для приготовления обеда. Потому и расход мал. Но теперь местные водники делают вид, что счётчика у Михаила Кирилловича нет вовсе.

В колодце счётчик запотел

За полтора года Ленда перевёл на жалобы целую упаковку бумаги. Ответы из некоторых инстанций, в том числе из краевой жилищной инспекции, региональной общественной приёмной председателя партии «Единая Россия», убеждают (цитирую): «ресурсоснабжающая организация превышает свои права, принуждая потребителей выносить приборы учёта в уличные колодцы». Но водный монополист и ухом не ведёт, трактуя на свой лад и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утверждённые постановлением правительства РФ № 307 от 23.05.2006, и Федеральный закон № 261 об энергосбережении от 23.11.2009. «Собственники жилых домов вносят плату за приобретённые у энерго­снабжающей организации объёмы (количество) холодной воды исходя из показаний приборов учёта, установленных на границе сетей», – поучает упрямого Ленду директор «Райводоканала» Святослав Сахаров и продолжает душить рублём.

Тут надо признать: требования водников, «продавивших» упомянутый закон, не лишены логики. Огромный объём ресурсов в нашей стране разворовывается за счёт нелегальных врезок. На Ставрополье, например, как пояснили в «Крайводоканале», сверхнормативные потери питьевой воды составляют четверть от закачанной в трубы. Это при том, что ещё 20% списывают на утечку. Отсюда – устрашающие прейскуранты за коммунальные услуги, по которым Россия обогнала даже те страны, где прес­ной воды кот наплакал. Вот только способ борьбы с ворами, поливающими сады-огороды мимо счётчика, избрали абсурдный. Это и пытаются донести водникам и властям тысячи станичников, избравшие на сходе Михаила Ленду выразителем своих протестных настроений. Но у некоторых нервы сдают. С полсотни жителей Барсуковской уже вырыли у дороги злосчастные ямы.

– Хотите взглянуть, что получилось? – предлагает Ленда и ведёт меня на соседнюю улицу.

Там, на обочине, торчат макушки примитивных строений, слепленных из чего попало. И накрыты эти городушки то ржавым листом железа, то осколками шифера. Свернув на эту обочину, не только машина провалится – пешехода крышка не удержит. Наконец, главное: заглянув в одну из ям, видим «потное» стекло водомера. Ни хозяин дома, ни контролёр тут никаких показаний не снимут. Ради чего же всё затевалось?

– Закономерный результат, – констатирует Ленда. – Отечественные водомеры не могут работать при низких температурах и высокой влажности. А у нас грунтовые воды рядом, весной и осенью эти колодцы зальёт под крышку.

Запасайтесь противогазами!

– Я вот купил дорогой импортный водомер – для экстремальных условий, – признался хозяин одного из уличных колодцев Виктор Рыбасов. – Так он тоже вырубился. А теперь ещё головная боль: зимой у нас трактор улицы от снега чистит, может плиту с колодца сдвинуть и всё разрушить. Договорился с соседкой-пенсионеркой, чтобы караулила трактор и предупредила. Укараулит ли?

Во что превратятся дороги Барсуковской, когда все 1400 здешних дворов обзаведутся такими уличными колодцами, представить страшно.

– Мы всего лишь исполняем федеральное законодательство, – парирует претензии начальник отдела учёта и реализации госпредприятия «Ставрополькрайводоканал» Алла Макаренко.

Между тем в краевом антимонопольном управлении придерживаются иного мнения.

– Предварительная проверка многочисленных жалоб граждан выявила признаки превышения полномочий работниками «Ставрополькрайводоканала», – сообщил «Крестьянину» руководитель управления Сергей Никитин. – Нам ещё предстоит рассмотреть возбуждённое дело и вынес­ти решение. Но кое-что уже очевидно. Мы, например, не нашли в нормативных документах, на которые ссылаются водники, требований переноса установленных приборов учёта к границе сетей. А такими приборами уже пользуется две трети населения региона.

…Перед тем как отправиться доить корову, Михаил Ленда подарил мне действующую инструкцию по охране труда в водопроводных колодцах, где, как известно, скапливаются ядовитые газы, отправившие на тот свет немало людей в нашей стране. Из неё я узнал, что спускаться в такой колодец можно только проинструктированной бригаде в составе не менее трёх человек, оснащённой спасательным поясом с пеньковым канатом, шланговыми противогазами ПШ-1, газоанализаторами и прочим специальным инвентарём, которого у обычных граждан отродясь не бывало.

Во что обойдётся вызов такой бригады для ежемесячного съёма показателей колодезного водомера, Михаил Кириллович ещё не прикидывал.

ст-ца Барсуковская, Кочубеевский р-н, Ставропольский край


Уличный водомер – не панацея

Уличные счётчики, доступные для проверок контролёрам в любое время, не решат проблем хищений воды. Такие признания «не для прессы» делают опытные сотрудники «Водоканала». Воры начнут подключаться непосредственно к центральной трубе или договариваться с водниками о несанкционированных врезках, что и сейчас делают. Для поиска утечек есть эффективная альтернатива – специальное оборудование, которое легко находит в любом дворе «левую» трубу. Существует оборудование и для ликвидации тайных врезок. Но, как признаются водники, приобретая такие машины, руководство «Водоканала» должно будет брать ответственность на себя. А этого чиновники не хотят.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин