Школьник-краевед. Первая книжка
Семиклассница написала брошюру об истории станичного храма.
Работать было интересно
14-летняя Света – симпатичная, шустрая девчушка. И разносторонняя – интересуется и литературой, и историей, и искусством, учится игре на аккордеоне. Общается с журналистом легко, не слишком смущаясь, и за словом в карман не лезет. Типичное продвинутое дитя ХХI века.
– Да у меня много талантов, даже не знаю, на чём мне сосредоточиться в будущем, – искренне сообщает девочка, вроде как и не хвастаясь. – Вообще-то я актрисой хочу стать, но папа и учитель мой, Виктор Николаевич, советуют историей серьёзно заняться или попробовать силы в журналистике. Я, кстати, не только книжку, но и несколько статей в районную газету написала.
Света показывает свою книжку: «История создания Свято-Никольского храма станицы Советской (Урупской)». Всего 32 странички, но если учесть, что девочка начала писать её ещё в 13-летнем возрасте, то это можно считать солидной работой. Света собирала материал в архиве, беседовала со старожилами, нашла много фотографий, которые занимают половину брошюры. По её словам, на сбор материала ушло полгода, а написала книжку за месяц.
– Работать было интересно, – говорит Светлана. – Жаль, что мало людей, которые помнят что-либо об истории нашего храма, основной материал брала в архиве.
Вдохновителем этого труда стал учитель основ православной культуры Виктор Николаевич Ряскин. Благодаря ему этот необязательный, а по мнению некоторых, вообще спорный предмет стал любимым для многих школьников. Света, например, считает, что вся русская культура и история связаны с православием, поэтому, не зная его основ, нельзя понять характер и дух народа. В этом предмете её привлекает не столько религиозная сторона, сколько многогранность. Ведь здесь сходятся история, культура, литература.
История трудная и печальная
Девочка коротко рассказывает содержание книги. Типичная трудная и печальная история большинства православных храмов в нашей стране. В многотысячной станице Урупской до революции было два храма – Казанский и Свято-Никольский. Первый построен в 1855 году, второй – в 1910-м. Оба были разрушены в советское время.
Света нашла интересный материал о последнем настоятеле храма Андрее Величко и диаконе Николае Сугакове. Николай Сугаков воспитывался мальчиком в монастыре, но монахом не стал, попросился в мир. Осел в станице Урупской, был замечательным колёсником (делал телеги, брички) и активным прихожанином. Впоследствии стал диаконом. Отец Андрей и диакон Николай породнились, поженив своих детей.
В 1933 году фактически вся казачья станица была выслана, не избежали этой участи и семьи Величко и Сугаковых. А сам настоятель жестоко поплатился за то, что на Пасху провёл богослужение в закрытом властями храме. Священника увезли в неизвестном направлении, и больше о нём никто ничего не слышал.
Храм открыли немцы, пытаясь переманить на свою сторону верующих. Когда оккупантов изгнали из станицы, богослужения продолжались. Как известно, во время войны Сталин ослабил давление на церковь. Но при Хрущёве храм разобрали, так как понадобился кирпич для строительства клуба. Верующие ютились в маленьком молельном доме.
С 1993 года начинается новая история Свято-Никольского храма. Было принято решение восстановить святыню. Место под церковь выделили на территории станичного парка, где когда-то находилась церковно-приходская школа. Только в 2007 году завершилось строительство. И вновь, как сто лет назад, засияли купола над станицей.
Хочу жить по заповедям
Спрашиваю у Светы, что дала ей работа над книгой?
– С одной стороны, я поняла, какую жуткую трагедию пережил наш народ. Как это жестоко и несправедливо – преследовать людей за веру и убеждения! С другой, мне кажется, что люди тогда были лучше – добрее, дружнее, – говорит Светлана.
Работая над книгой, Света задумалась и над тем, как плохо мы знаем свою родословную, свою историю. Например, нашла она праправнучку Николая Сугакова – Алесю Петрову. Увы, девочка ничего не знает о своём предке. Даже её бабушка смогла рассказать самую малость.
– Это естественно, – говорит наставник Светланы Виктор Николаевич. – Коренных станичников сегодня здесь, практически, нет. В период расказачивания была поставлена цель не только выселить казаков с Кубани, но и вытравить из умов память об истории, традициях казачества. Станица была пустой. Потом её заселяли приезжими из центральных областей. Так сюда и мои предки попали. Вот теперь и пожинаем плоды той политики.
– Не скажу, что сильно верующая, – признаётся Светлана, – но хочу жить по заповедям Христовым, потому что они учат нас добру и любви.
ст-ца Советская, Новокубанский р-н, Краснодарский край