Россия – страна сезонная

Сакраментальная, не вполне логичная фраза Черномырдина получила «диалектическое» развитие

Вот и министр МЧС Сергей Шойгу рассуждает о сезоне пожаров – лесных прежде всего – и о том, как с ними бороться. А первый вице-премьер Виктор Зубков совершенно справедливо недоволен тем, что во многих районах, в том числе и Северного Кавказа, нет даже сводных планов тушения пожаров. Между тем, по данным регионального отделения МЧС, угрозе пожара подвержены тут более 500 населенных пунктов и 200 дачных кооперативов.

Тема важная, острая, но сезон тут при чём?

В энциклопедическом словаре читаем: «Сезон – часть года, характеризующаяся какими-либо явлениями природы (сезон дождей) или постоянно используемая для определённых работ (например, уборка урожая)». Сезон пожаров – что-то новое. Конечно, они чаще случаются летом, в жару и сушь. Но это вовсе не явление природы. Чаще – творение рук человеческих.

Те же леса, торфяники горели и в доисторические времена. Возгорались от удара молнии, от прозрачного минерала, сфокусировавшего солнечный луч. Это и теперь случается. А сезона пожаров до недавних пор не было. Зато были строгая система их предупреждения, тушения, забота государства о техническом состоянии пожарных служб. У леса был хозяин, который следил за его сохранностью, здоровьем. «Ситуация у нас и теперь под контролем, даются поручения», о которых исполнители тут же с лёгкой душой забывают. Однако обратимся к статистике. Только за один день, 6 июня года текущего, в России возникло более 140 очагов лесных пожаров. С учётом вспыхнувших ранее их бушевало уже свыше 200, на сотнях гектаров зелёных массивов. Особенно часто возгорания отмечаются в Красноярском, Забайкальском краях, Бурятии.

В Приморье, Забайкалье коварный огонь зачастую выбирает ценные массивы: кедра, сосны, ели. Тронутую пламенем древесину отдают по дешёвке, а то и даром. Слегка подпаленный ствол не ухудшает качества изготовленного из него пиломатериала. И предприимчивые люди поставляют такой лес в сопредельные страны, зарабатывая на этом солидные капиталы.

Так что «горельники» – золотое дно для иных бизнесменов. Скажем, нашёл подходящее место под гольф-клуб, коттеджи, но участок занимают лес, ветхое строение – памятник архитектуры. Если их поджечь, можно получить вожделенную площадь, а то ещё и деньги за её расчистку. Примеров такого рода немало в наших городах и весях. Да что там периферия! В «горельниках» исторический центр Москвы. То и дело вспыхивают пожары в старинных особняках на Арбате, Солянке, в районе Зарядья, Бульварного кольца.

За одну лишь недавнюю июньскую ночь столичным пожарным пришлось отбивать у огня четыре здания, представляющих историческую ценность. По мнению сотрудников МЧС, всюду «имел место умышленный поджог». Активисты общественного движения «Архнадзор», с которыми довелось беседовать на эту тему, уверены: пожары заказали предприниматели, чтобы построить в престижных местах офисы, бизнес-центры.

Не такая уж это новость. Несколько лет назад и тоже ночью, буквально у стен Кремля, на глазах изумлённых необычным зрелищем иностранных туристов и случайных прохожих заполыхал сразу с нескольких сторон знаменитый выставочный зал Манеж. Эксперты установили: здание подожгли. Причём в местах, где вовсе не было ни электропроводки, ни других пожароопасных конструкций, предметов.

Благодушный Юрий Лужков, тогдашний мэр столицы, недолго размышляя о причинах возгорания, пообещал горожанам восстановить здание в лучшем виде. Что и сделано. А те, кого подозревали в поджоге, получили миллиардные подряды на реконструкцию этого объекта.

«Сегодня причина ста процентов пожаров – человеческий фактор», – уверен глава Рослесхоза Виктор Масляков. Но у «фактора» этого – конкретное имя и, как видим, разные мотивы. Беспечные грибники, любители шашлычков на природе, ненароком оставившие «огненный след». В Якутии, кстати, недавно выявили двенадцать таких граждан и наказали каждого штрафом по пять тысяч рублей. Поделом. Но можно выявить и тех, кто поджигает леса, здания в корыстных целях. Однако случаи такие что-то не припоминаются. Оно и понятно: «сезон пожаров» признан явлением неизбежным.

Это ещё и лишний способ поживиться за казённый счёт. Скажем, «распилить» бюджетные средства на тушение, устранение последствий пожара. Замечено: огонь чаще вспыхивает в лесных массивах, запланированных под санитарную чистку. Время отчитываться, а муниципальные чиновники и не думали ею заниматься, деньги потратили на другие цели. «Горельник» выручит, прикроет грех.

Президент предложил доработать Лесной кодекс, чётче разграничить в нём ответственность за судьбу зелёных массивов. Но зачем правительство – силами «Единой России» – совсем недавно продавливало его в нынешнем виде через парламент? Ведь экономисты, экологи, здравомыслящие хозяйственники били, что называется, в набат, предупреждали: кодекс лоббирует интересы бизнеса, для которого лес – всего лишь товар, деловая древесина.

Сезон пожаров сами же и сотворили. Да только ли его! Впереди очередной сезон повышения тарифов ЖКХ. А чем оправдать сезон роста цен на горючее? Разве летом падает эффективность труда у нефтегазодобытчиков? Наоборот, условия производства улучшаются. Говорят, свободный рынок, нефтепродукты во всём мире дорожают. При чём тут «весь мир»? Он их, кстати, покупает, мы – продаём. Можно для своих потребителей, по примеру других нефтедобывающих стран, сделать горючее дешевле. Не хотят. А Владимир Путин, комментируя жалобы на дороговизну энергоресурсов, как-то заметил: дескать, у нефтедобытчиков, переработчиков свои проблемы. У других, тех же крестьян, их, выходит, нет.

В Соединённых Штатах тоже свободный рынок. Однако там сочли возможным в ближайшие пятнадцать лет не повышать тарифы на энергоресурсы. И пусть возмущаются тамошние монополисты. Интересы государства, общества – прежде всего.

Нам, похоже, лишь остаётся ждать, не объявят ли власти ещё какой сезон.

    

Александр ДЕМИДОВ

г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин