Дело Кудрина живёт, дефолтом пахнет

Оптимизм авторов бюджета может дорого обойтись и государству, и обществу

Представляя бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов в Госдуме, исполняющий обязанности министра финансов России Антон Силуанов дал понять: проект в нулевом чтении обсуждался депутатами. Многие пожелания и претензии учтены. Стало быть, хорош он или плох, но плод совместного творчества. Далее напомнил, что первое чтение – лишь «намётки» основных параметров: доходы, расходы, дефицит. Работа, в общем, только начинается.

Назвал тем не менее контуры бюджета. Рост ВВП в 2012 году – на 3,7%, инфляции – на 6%. Цена нефти – 100 долларов за баррель. Сегодня она составляет 108 долларов. Общая сбалансированность может быть достигнута при цене в 117,2 доллара. Её изменение лишь на один доллар снижает или повышает наши доходы на 55 миллиардов рублей. Сырьевая зависимость, как видим, штука для экономики крайне опасная. Между тем она продолжает расти.

Ожидаемые доходы в 2012 году – около 11,8 триллиона рублей. Расходы – 12,6 триллиона. Дефицит – почти 900 миллиардов рублей, или 1,5 процента ВВП. Но уже к 2014 году он, как обещает и. о. министра, снизится до 0,7 процента, а к 2015-му исчезнет вовсе. Уровень доходов составит 95 процентов к тому, что сложился до кризиса. Зато расходы вырастут на 25 процентов за счёт средств на реформирование армии, правоохранительной системы, повышения денежного довольствия военнослужащих. А также средств на реализацию программ социальной поддержки населения, строительство и реконструкцию дорог.

«У России по сравнению с другими странами невелик объём госдолга, – с гордостью заметил докладчик. – На конец текущего года он составит 10,7 процента ВВП, а в 2012-м – 13,2 процента. Объём корпоративного долга – 25 процентов ВВП. Вместе с долгом госсектора – около 30 процентов. Это, на наш взгляд, не критический уровень». «Выходит, – зашумели в зале, – государство отдувается за олигархов, которые тратят заёмные средства на яхты, замки, предметы роскоши?» Докладчик не ответил, продолжал: «Важный источник финансирования – приватизация госсобственности. Она должна дать по меньшей мере триста миллиардов рублей. Предус­мот­рена продажа пакетов крупных компаний, таких как ВТБ, Роснефть, Россельхозбанк, «АЛРОСА», «РусГидро». Дело тут, отметил А. Силуанов, не только в дополнительных доходах, нужно сокращать участие государства в экономике. «Избыточные» средства поступят в Резервный фонд. Он составлял до кризиса 9,8 процента ВВП, или свыше 4 трлн рублей. На начало следующего года будет, соответственно, 3,1 процента и 1,6 триллиона рублей. Затем значительно подрастёт. Фонд национального благосостояния практически не изменится: 2,6 триллиона рублей, или 4,5 процента ВВП. Такая политика, сказал в заключение чиновник, себя оправдала, и мы планируем её продолжать.

Председатель Счётной палаты Сергей Степашин развеял «белодомовский» оптимизм, назвав риски, с которыми связана реализация намеченных планов. Среди них – высокая зависимость от внешней экономической конъюнктуры. Практически половина доходов должна быть обеспечена за счёт добычи и экспорта нефти, газа. Между тем, согласно пессимистическому сценарию, цена за баррель может упасть со ста до восьмидесяти долларов. А, как уже было сказано, её снижение на один только доллар уменьшит наши доходы на 55 миллиардов рублей. Можно себе представить, какова тогда будет общая недостача. Растёт консолидированный внешний долг. Сегодня он составляет 519 миллиардов долларов. Примерно столько же, как накануне кризиса 2008 года. Долг – корпоративный, но отвечать за него придётся нашему налогоплательщику. Как считает Сергей Степашин, нужен комплекс мер, которые позволят исполнять закон о бюджете и при так называемых форс-мажорных обстоятельствах. С учётом высказанных замечаний Счётная палата поддержала законопроект в первом чтении.

Поддержал и Олег Морозов, выступая от фракции «Единая Россия»:

– Бюджетная политика для парламентского большинства – ответ на ключевой вопрос: как обеспечить улучшение жизни каждого россиянина, каждой семьи.

В качестве примера сообщил: в следующем году на дорожное строительство будет направлено почти 900 миллиардов рублей, а объёмы финансирования здравоохранения к 2014 году составят 2 триллиона 618 миллиардов рублей. «А на оборону и безопасность надо тратить ровно столько, чтобы они были надёжными и достаточными. Слабая в военном отношении Россия – это уже не Россия. И мы не допустим такого сценария, но деньги будем расходовать с умом».

Фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» отказались поддерживать «федеральную смету». Позицию коммунистов огласил Геннадий Зюганов, назвав предложенный документ бюджетом имени Кудрина. «Его нет в правительстве, но дело его живёт и очень дурно пахнет. Прежде всего, дефолтом, долговой ямой и дальнейшей деградацией. Бюджет сшит нефтяной иглой, продолжает курс, который загнал страну в тупик. На Россию приходится 15 процентов мировой добычи нефти, но её цену определяют в Лондоне и Нью-Йорке. Если стоимость опустят ниже 80 долларов за баррель – бюджет рассыплется. Нам обещали за 10 лет удвоение ВВП. Не получилось. Зато госдолг растёт и составит в следующем году две трети расходной части бюджета. Долг внешний превышает наши золотовалютные резервы. Если попросят его вернуть – мы полные банкроты.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский не согласен с тем, что «часть денег опять идёт в резерв на сохранение», хотя в них нуждается реальный сектор экономики. Обратил внимание и на проблему роста внутреннего долга. «Банки покупают бумаги нашего правительства и получают проценты от их хранения вместо того, чтобы вкладывать деньги в экономику, – подчеркнул В. Жириновский. – Главная проблема всей мировой экономики – рост цен на продовольствие. Так давайте сделаем наше сельское хозяйство более мощным. У нас столько пахотных земель. Полностью самих себя обеспечим, будем держать на продовольственной игле полпланеты».

Оксана Дмитриева («Справедливая Россия») заметила: «Бюджет-2012 уникален уже тем, что в нём изначально планируются и дефицит, и профицит в одном флаконе». В 2010 и 2011 годах, когда прогнозировали дефицит и займы на его покрытие, занизили доходы. Потом они оказывались существенно больше, но займы всё равно осуществлялись в запланированном объёме и шли в Резервный фонд. При этом деньги занимали под 7-8 процентов, а размещали под 1,3–1,4 процента в чужой экономике. Если бы такие операции осуществил менеджер коммерческого предприятия, его судили бы за мошенничество. В качестве выхода из тупика Дмитриева предложила альтернативный бюджет своей партии. Но, как говорится, процесс пошёл, остановить его единороссы не позволят.

Александр ДЕМИДОВ

г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин