Кто такой Даниэль Дефо?

Что происходит с уроками русского языка и литературы в средней школе? На вопросы корреспондента «Крестьянина» отвечает преподаватель гимназии № 35 Светлан Балан.

Дети стали меньше читать. Введение Единого государственного экзамена не просто выявило эту тенденцию. С появлением тестовой системы проблема обострилась: школьники привыкли к буквенно-цифровым обозначениям и стандартным формулировкам, которые зачастую не дают полного представления о способностях ученика. Возможность поставить «крестик» наобум и получить нужный балл расслабила детей, которые в век интернета и коротких текстовых сообщений разучились воспринимать большие тексты и мыслить связно. Результат налицо: мы получили поколение не читающих, а соответственно и не мыслящих детей, которые не хотят меняться.

- Светлана Геннадьевна, ходят слухи об изменении программы по литературе, в частности, сокращении часов преподавания. Что вы об этом скажете?

- Слухи ходят, но пока, слава богу, они так и остались слухами. Если это произойдёт, то наши дети вообще разучатся говорить, и мы вернёмся к первобытному строю - будем изъясняться исключительно междометиями. На сегодняшний день уроки литературы – единственная возможность научиться говорить. Сегодня на всех уроках им дают тесты: на биологии, истории, обществознании. Причём речь идёт не только об одиннадцатиклассниках – ребят готовят к этой системе уже с пятого класса. Мой выпускной класс, в котором многие сдают ЕГЭ по литературе, неглупые дети – но не думаю, что кто-то из них прочитал к примеру «Петра 1». На ознакомительной беседе я задавала общие вопросы, на которые ещё лет 20 назад могли ответить все, а сегодня не ответил никто: кто такая Софья, почему она представляла угрозу для Петра, зачем он ездил за границу, как он строил флот... Мы такие вещи знали с пятого класса, потому что это элементарно. А мои дети смотрели на меня удивлёнными глазами. У многих учителей уроки литературы сводятся к чтение текстов вслух, ибо из детей невозможно ничего выжать. Мыслить, анализировать, проводить параллели – да что вы, о чём вы...

- К сожалению, это актуальный вопрос не только для школ. В век высоких технологий, когда любую информацию можно получить за полминуты, выйдя в Интерент с какого- нибудь гаджета, им незачем запоминать...

- Это катастрофическая ситуация. К примеру, детей практически невозможно заставить сдавать стихотворения наизусть, а ведь это великолепная тренировка для памяти. Слаба и литературная база, дети не читают для себя: то, что раньше читалось запоем, сейчас читают единицы. Задаю вопрос восьмиклассникам: кто такой Даниэль Дэфо? Все молчат. А Александр Дюма? Можете назвать два- три произведения? Робкий ответ нескольких человек – «Три мушкетёра», и то не сразу. Раньше этого невозможно было даже представить.

- Как вы готовите детей к ЕГЭ по русскому и литературе? Как они его воспринимают?

- Сейчас воспринимают абсолютно спокойно: за десять лет все смирились с фактом, что сдавать его всё равно придётся. Готовимся мы по заданиям к ЕГЭ, пишем тестовые задания. Но есть один важный момент: если ребёнка нормально учили русскому языку, то сложностей не возникает. Особенно важны пятый, шестой и седьмой классы, когда закладываются основы грамматики. Это та база, без которой очень трудно учиться дальше и которую сложно быстро наверстать. Эта же база есть и в заданиях ЕГЭ: выделять грамматическую основу, различать виды сложных предложений и прочее, а именно эти задания сконцентрированы в тестах. Но нельзя заниматься лишь упражнениями и тестами, без теоретической базы: обучение русскому языку должно подчиняться системе, которая складывается ступенчато - от простого к сложному, в течение многих лет.

- Что вы можете сказать о нововведениях ЕГЭ в этом году?

- В ЕГЭ по литературе особых изменений не произошло, появились детализирующие вопросы, а также вопросы на соответствие, когда, например, нужно соотнести высказывание и литературного героя. Проблемные вопросы как были, так и остались, а сочинения ребёнок либо умеет писать, либо нет. Если вы читали текст и владеете эпохой, в которой творил писатель, то особых трудностей ЕГЭ не вызовет.

- ЕГЭ по литературе вызвал большие споры: было выявлено множество неоднозначных вопросов, ляпов и так далее...

- Ляпы конечно же есть. Дело в том, что до нас, учителей, экзаменационные тесты не доходят – нам приходится ориентироваться на сборники для подготовки, которых сейчас огромное количество. Вот там они есть – и неоднозначности, и ляпы, поэтому нужно тщательно их просматривать. Но ЕГЭ вовсе не какой-то монстр: обладая знаниями, с ним вполне можно справиться и своими силами.

Подытожу сказанное: сокращать программу по литературе в угоду другим предметам нельзя ни в коем случае, иначе ситуация лишь усугубится. И, само собой, учёба не должна подменяться простым поиском «быстрых» ответов, которые забудутся после выхода из класса.



Алина Андреева
Выразить свое отношение: 
Рубрика: Культура