С лошади и взятки гладки. Почему пострадавшего от столкновения с животным признали виновником аварии?

В «Крестьянин» Олег Копытько позвонил после того, как «прославился» в местной газете. В разделе «Происшествия» «Колоса» напечатали информацию: «6 ноября, около 22.00, на трассе Ростов – Ставрополь (немного не доезжая до поворота на с. Богородицкое) водитель автомобиля «Газель» допустил наезд на лошадь. Животное в результате ДТП погибло».

Звонок вообще-то не удивил. По какому только поводу ни обращаются в газету! И всё же я спросила:
– Олег Александрович, а на какую помощь от нас вы рассчитываете?
– Да я и сам не знаю, – честно признался звонивший. – Просто обидно как-то: я пострадал, можно сказать, на волосок от смерти побывал, машина вдребезги, а получается, что я же и виноват – «допустил наезд»...

Терновские мустанги

В июне про время ближе к десяти можно было бы сказать «вечерело». А в ноябре в этот час стоит кромешная тьма, и периферическое зрение водителя практически не работает, видна лишь узкая полоска дороги в свете фар. Косяк из четырёх лошадей выскочил неожиданно.

– В последний момент заметил. Как ещё успел отвернуть? Иначе лошадь влетела бы через лобовое стекло и всем четверым нам...
В шоковом состоянии сознание работает специфически: тут и радость, что живы остались (жена сидела рядом, а две односельчанки – в салоне), и ужас от того, во что превратилась машина, и мёртвая лошадь... И отстранёнными кадрами кино врезается в память картинка, как три лошади, сделав два прощальных витка вокруг погибшей подруги и опешивших людей, уносятся в поле. За одной приметной, белой, тянется длинная верёвка. В ГАИ Олег Копытько позвонил сразу – это на автомате. Но ещё до приезда полицейских подъехала серебристая «Ауди-универсал». Крепкий нерусский мужчина подошёл к лошади, осмотрел и уехал. 838 – всё, что разобрал на плохо читаемом от грязи номере Олег Александрович.

Прибыли полицейские. Тут инспектор ДПС Р.А. Салбинян и установил, что «причиной происшествия явилось нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения со стороны водителя Копытько О.А., согласно которому водитель должен...». Дежурная эта формулировка означала меж тем, что Копытько виноват и в принципе не имеет права обратиться в суд с иском к хозяину животного о возмещении ущерба.

А ущерб существенный. Были разбиты лобовое стекло, пассажирская дверь вместе со стеклом, задняя пассажирская дверь, передний бампер, радиатор, аккумулятор, корпус воздухоочистителя, правый передний ланжерон, правое крыло, фара; деформированы крыша и две стойки. Вышел из строя блок управления, из-за чего «Газель» пришлось буксировать не только в Сальск, где выполнили основной ремонт, но и в Ростов.

Простые труженики

Грузопассажирскую «Газель» Копытько купили в августе 2010 года. Вкупе с небольшим фермерским хозяйством – 65 га собственной земли и 10 в аренде – она кормит семью. Всю неделю Олег и Валентина мотаются по сёлам Песчанокопского района. Сегодня рынок в Богородицком, завтра – в Жуковcком, потом – в Поливянке, Летнике, самом райцентре. Торгуют всем, что востребовано у населения: обувь, одежда, бытовая химия. Фермерское счастье переменчиво, а тут в среднем тысяч десять ежемесячной прибавки в семейный бюджет. Вот и к концу прошлого года подкопили немножко, планировали ремонт в доме к празднику себе подарить, сыну помочь: долго кочевали молодые с маленьким ребёнком по квартирам, недавно оформили ипотеку, купили квартирку – небольшая, старенькая, но своя.

– Все деньги на ремонт ушли, ещё и не хватило. Сто двадцать тысяч – это только стоимость запчастей и за работу. Да месяц простояли. Да товар сезонный остался нераспроданным. Галоши-то ладно, разберут со временем, а куртки на следующий год из моды выйдут, хоть выбрось, – оценивает перспективу предприниматель.

У нас теперь на западный манер не принято спрашивать людей о доходах. Но я при встрече пренебрегла этим современным этикетом. Интересно было узнать, хотелось прочувствовать реальный размер беды, наскочившей галопом на эту простую семью. Высокий, с крепкими трудовыми руками мужчина рассказывал обо всём открыто, честно, спокойно: что про аварию, что про заработки. Потом речь зашла о семье.

– Внуку уже четыре. Ой, а родился-то как – целая история, – и потеплели у деда глаза, засветилось лицо. Оказалось, умеет улыбаться. – Отмечали дни рождения – у нас с женой в один день. Сына не было, он институт как раз заканчивал, а Катя-невестка с нами, ей до родов почти месяц оставался. Но что-то её забеспокоило. Врач посмотрел – не скоро, говорит. А я вижу: пора в больницу везти. На следующий день отправились. Хожу под окнами. Кричат. Наша, нет – не поймёшь. А когда вышли и сообщили, что внук, – радости предела не было. И вот говорят, мол, новорождённые ничего не видят. Валя взяла его на руки, я рядом. Он сначала на бабушку внимательно смотрел, потом так осмысленно на меня глазки перевёл...

За этими разговорами мы подъехали к Песчанокопскому посту ГИБДД.

Лошадь вроде не иголка

Уже много с кем из сотрудников патрульной службы успела пообщаться. Замести­телю командира взвода Сергею Переверзеву звонила я. Он приглашал приехать, своими глазами посмотреть на все документы, они в порядке. Предупреждал, правда, что показать их сможет лишь в присутствии Копытько. Инспектор ДПС Александр Шеховцов звонил сам. Нашёл он меня, на тот момент отпускницу, по сотовому и был встревожен. «Крестьянину» готовили ответ на запрос, который редакция направила начальнику Управления ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области полковнику полиции И.А. Безотосному. От Александра Шеховцова я узнала, как проводилось расследование, а он от меня – что в «Газели» находились не двое супругов Копытько, а четыре человека, что в косяке «мустан­гов» была приметная белая лошадь, что сразу после аварии останавливался поинтересоваться состоянием животного водитель серебристой «Ауди» и что утром следующего дня эту же машину застал Копытько на месте происшествия.

– Думал, вдруг найду посветлу какую деталь из отвалившихся от моей машины, – рассказывал Олег Александрович. – Приближаюсь, отъезжает та самая «Ауди», на дороге осталась только шкура с хвостом. А лошадь, видно, на тракторе увезли. По следам протектора так выходило.

После обстоятельной беседы с Шеховцовым я воспряла духом. Всё-таки полиция узнала много дополнительных деталей, а лошадь – не иголка в стоге сена и даже не курица. Животное крупное, приметное. Тем более что сейчас и корова-то в селе редкость, лошади же и вовсе наперечёт. Хотя...

Главный ветеринарный врач района Алексей Зимовец жаловался, как узки полномочия ветслужбы – даже во двор к владельцу животных не имеют права войти. На эту же беду ссылались, кстати, и полицейские. Какой уж тут учёт!

Однако не только для надзорных органов существуют ограничительные законы. Есть свои правила и для владельцев животных. Действующие на территории муниципального образования «Песчанокопское сельское поселение», числящиеся под № 56, приняты были 24 апреля 2007 года. Их п. 1.3 гласит об обязательной регистрации животных в ветеринарном госучреждении. Пункт 2.1 предписывает: «Скот, свиньи и лошади должны содержаться круглый год в закрытых помещениях и загонах». А восьмой параграф целиком посвящён ответственности владельцев – административной, гражданско-правовой и уголовной. «Вред, причинённый здоровью граждан, или ущерб, нанесённый имуществу животными и птицей, возмещается в установленном законом порядке их владельцем», – регламентирует п. 8.2.

Ложь маленькая – недоверие большое

Замкомвзвода С. Переверзев, как и обещал, документы показал. В объяснении, которое инспектор ДПС Д.П. Жувак взял у жителя хутора Тернового С.Ш. Зизуева, чья сельхозбаза ближе всего находится к месту происшествия, значится время опроса – 7 ноября 2011 года, 00 часов 30 минут. После аварии не прошло и трёх часов. Оперативно. Почему же тогда результат поисков нулевой? Сергей Николаевич любезно набрал мне со своего сотового номер Зизуева.

– Саид, к вам приезжали в ноябре сотрудники ГАИ?
– Приезжали.
– А в какое время суток?
– Ну, что я помню? Осенью приезжали.
– И всё-таки постарайтесь припомнить. Может, вы обедали или завтракали как раз? Или среди ночи вас подняли?
– Нет, по хозяйству я управлялся. 
– А лошади у вас есть? Какой они масти?
– Есть три лошади. Здесь, на точке находятся. Две красные, одна лошадь белая.
Не отказал С.Н. Переверзев и в возможности съездить на точку к Саиду Зизуеву. Но, к сожалению, легковушка по степной дороге не прошла – снежные заносы. Зато Олег Копытько сразу же узнал место аварии. В аккурат оно у поворота к хозяйству Саида.
– Теперь я уверен на все сто, – заметил Олег Александрович. – И главное – лошадь белая. Для наших мест это редкость. Я лошадьми с детства интересуюсь. Так на моей памяти в нашем селе за полвека таких всего две было.

«Шанс есть всегда»

Юристы Ростовской приёмной по правам автовладельцев заверили «Крестьянин», что хозяин животного, по вине которого произошла авария, обязан оплатить ремонт. Об этом говорит и российская практика. Один из примеров – новость из Красноярского края:«Женщина, сбившая лошадь, отсудила у хозяина животного около 100 тыс. рублей на ремонт машины».

И первый, кому я позвонила, вернувшись из командировки, был главный прокурор Песчанокопского района. Р.А. Штры­ков отчасти уже помог в этом деле. Тогда Роман Александрович посоветовал нашему герою обратиться к нему с заявлением, на основании которого он опротестовал в суде выводы лейтенанта полиции Р.А. Салбиняна, неправильно истолковавшего нормы административного законодательства. По протесту прокурора 1 декабря суд вынес решение: «Исклю­чить вывод о виновности Копытько О.А. в нарушении им требований п. 10.1 ПДД». На этот раз меня интересовало, может ли потерпевший подать в суд иск на возмещение ущерба, если следствие хозяина животного не установило, но сам он не сомневается, чья это лошадь. И имеет ли это смысл.

– Шанс есть всегда, – подарил ещё одну надежду Роман Александрович.

* * *

Приоткрыв завесу кухни полицейских, невольно задумываешься: что это – непрофессионализм сотрудников Песчанокопского взвода ДПС? Или причина пострашнее – равнодушие к человеку?

Песчанокопский р-н, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Закон
Газета: Газета Крестьянин