Россия — без сирот

На тысячу граждан у нас в стране приходится один сирота. Неужто не сможем их обогреть, поставить на ноги?

Недобрая весть всколыхнула общественность. За океаном, в приёмной семье, изувечен ребёнок из России. Кошмар, гнусность, попустительство тамошних властей. Однако и в родном Отечестве немало обездоленных, неприкаянных среди тех, кого называем своей надеждой, «цветами жизни».

Больше, чем после войны

На волне протестов, связанных с очередной американской трагедией, наш парламент совершенствует правовые акты, призванные  защитить детей, их физическое, нравственное здоровье. А Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов представил главе государства федеральную целевую программу «Россия – без сирот». Сейчас в стране их около семисот тысяч. Больше, чем было в СССР после Великой Отечественной войны. Корни этой социальной катастрофы уходят в девяностые годы прошлого века. Тогда вместе со страной стремительно распадались и браки. Для одних целью жизни стали деньги, карьера. Другие, оставшись не у дел, впали в депрессию, пьянство, теряя семьи, квартиры, да и самих себя.

С тех пор по данным, которые привел на одном из недавних заседаний  Государственной Думы депутат Владимир Бессонов, только в Соединенные Штаты вывезено 65 тысяч наших ребят. Многие эксперты приводят вдвое большую цифру.  Власти же сетуют на демографический спад: за последние двадцать лет население наше убыло на двенадцать миллионов человек, - ищут способы, как процесс остановить, повернуть вспять.

Американцам усыновление одного ребенка из другой страны обходится в 35 – 50 тысяч долларов. Годовой оборот своеобразной индустрии превышает миллиард долларов. За прошлый год граждане США приняли 9320 детей. В том числе 970 - из России. За этот же срок 3,6 миллиона подверглись насилию. Причём в 17,6 процента случаев – физическому, в 9,2% - сексуальному.

Недавно суд штата Пенсильвания рассматривал дело Терезы Макналти, жестоко издевавшейся над удочерённой девочкой Дашей из России. Её доставили в больницу с ожогами десяти процентов тела, с многочисленными ушибами, травмами. Приёмной матери дали меньше двух лет тюрьмы, с возможностью выйти на свободу через восемь месяцев. А два года назад в американском городе Йорк от черепно-мозговой травмы, нанесённой приёмными родителями, супругами Кравер, скончался семилетний Ваня Скоробогатов из Челябинской области. Только за последние пять лет в американских семьях погибли 19 наших детей.

МИД России предлагает приостановить усыновление детей гражданами США до вступления в силу двустороннего соглашения, призванного обеспечить им безопасность. Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Дмитрий Вяткин - запретить усыновление семьями из всех государств, с которыми нет соответствующего договора.

И всё же – полумеры. Стране, богатой ресурсами, опытом борьбы с детской безнадзорностью, негоже отдавать маленьких сограждан в чужие, не всегда надежные руки. В России 110 миллионов взрослых. Примерно, один сирота на тысячу. Неужто не сможем их обогреть, поставить на ноги? Многое для этого делается. Приёмные родители берут на воспитание около восьми тысяч детей в год. Государство поощряет и другие формы семейного устройства. В их числе опека, попечительство.

Теперь вот появилась программа «Россия – без сирот». На пресс-конференции, посвященной этому событию, Павел Астахов объяснил её цель: семейное устройство детей, создание для них оптимальных условий. Планируется увеличить денежные пособия, улучшить оказание специализированной медицинской помощи. Сейчас, напомнил журналистам Уполномоченный по правам ребенка, в детских домах живут свыше ста тысяч сирот. Через пять лет эти учреждения исчезнут. Их место займут «профессиональные приёмные семьи».

На содержание одного ребенка в детском доме ежегодно тратится до шестисот тысяч рублей. Много ли найдётся семей, способных нести такие солидные расходы? Это вовсе не означает, что в казённых учреждениях ребята обеспечены лучше. Всё дело в том как использовать, куда направить финансовые потоки. На Кубани, если верить сообщениям прессы, не осталось детских домов. Губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв предложил педагогам стать приёмными родителями. С ежемесячной оплатой в 20 тысяч рублей на каждого ребенка. Отдельно – деньги на одежду, питание, учебники. Хорошая форма воспитания, при соответствующем контроле со стороны государства.

Детей наркоманов, пьяниц, бомжей органы опеки направляют в приюты. Здесь им  лучше, чем с опустившимися на социальное дно мамами, папами. Но суды порой лишают ребёнка семьи, потому что родители бедны, больны, не имеют работы. Помочь бы им деньгами, вещами, продуктами. Тем самым сохранить «ячейку общества». Теоретически - можно. Практически не получается. Деньги на «отъём» детей заложены в бюджете. А чтобы материально поддержать малоимущих, требуется собрать гору всевозможных справок. И ещё столько же, чтобы за потраченные суммы отчитаться. Так что социальные работники предпочитают с этим не связываться. К тому же у них план пополнения детских домов. Не выполнишь – в соответствующих службах сократят штаты. Как говорится, себе дороже. Вот и П. Астахов опасается, что его программа встретит противодействие чиновников, «которые сидят на сиротских деньгах».

Защитой прав детей занимаются у нас 28 федеральных ведомств. За прошлый год они провели 12 семинаров, два съезда, 25 региональных мероприятий по правам ребенка.  П. Астахов за два года своей работы посетил 927 детских учреждений. Есть соответствующая система фондов, грантов. Государство ежегодно отчисляет им около трёх миллиардов рублей. Устраивают презентации, «круглые столы», посвященные сиротам, беспризорникам, тратят на это значительную часть выделенных средств. А нужны конкретные меры.

Как, скажем, принятый недавно Госдумой законопроект о специализированном жилфонде для выпускников сиротских учреждений, детей, оставшихся без попечения родителей. Предусматривается создавать такие фонды в регионах, предоставлять квартиры по договору найма. До сих пор сирота, по усмотрению местных властей, мог получить сертификат, деньги, либо комнату или квартиру. Лишь Москва  выполняет соответствующие обязательства. По стране же в очереди на жильё стоят 63 тысячи сирот. 

«Нет единого алгоритма – нет и равноправия при выделении квадратных метров, - пояснила мне первый заместитель председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Татьяна Яковлева. – Принятый документ призван устранить неразбериху. В нём чётко прописано: предоставляется квартира, а не комната в коммуналке, дом, а не часть его. И не «клоповник», не «собачья конура» - жилье, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам». Деньги на эти цели, сообщил председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, уже выделены.

За родительской спиной – не за каменной стеной

Однако и родительский кров далеко не всегда – крепость, где ребенок застрахован от внешних нежелательных воздействий. Последние годы отмечены массовыми вспышками эпидемий в школах, детсадах, лагерях отдыха. В шесть раз выросло количество преступлений, связанных с физическим, сексуальным насилием над детьми. Госдума одобрила поправки в Уголовный кодекс. За изнасилование несовершеннолетних грозит тюремный срок от15 до 20 лет, либо пожизненное заключение.

Принят и президентский законопроект, расширяющий перечень оснований для запрета на профессии. Как объяснил полпред главы государства в Госдуме Гарри Минх, к работе в сфере образования, организации отдыха, социального обслуживания, детско– юношеского спорта не будут допускаться лица, имеющие судимость, подвергающиеся уголовному преследованию за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
Подобный запрет уже действует в отношении педофилов. Новый законопроект способен защитить детей от потенциальных идеологов экстремизма. В процессе дискуссии тема получила как бы самостоятельное развитие. Вот я коммунист, поделился известный режиссер, депутат Владимир Бортко, призываю детей к светлому будущему. Хочу строить социализм, то есть менять существующую власть. Это также экстремизм? Может, в законопроекте дать ему точное определение?

«Если вы коммунист и хотите построить светлое будущее, то вы экстремист, - не замедлил с ответом  Владимир Жириновский. - Все революции – экстремизм». Коллеги, однако, оставили эту щекотливую тему и рассмотрели поправки в закон «Об образовании», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Они предусматривают государственное финансирование частных школ и детских садов в рамках госстандарта. Сегодня такие школы посещают полтора процента, дошкольные учреждения – полпроцента детей. Господдержка позволит расширить этот контингент, а систему образования сделать более конкурентоспособной.

Тем временем две с половиной тысячи московских родителей подписали петицию президенту страны. Их беспокоит меню, недавно введённое в детских садах. Продукты насыщены консервантами, ароматизаторами, прочими добавками. Они вызывают у ребят аллергию, острые желудочно-кишечные расстройства. Специалисты НИИ питания, Роспотребнадзора «подкорректировали» меню, но это всё же лишь часть сложной, масштабной проблемы.

По данным министерства образования и науки, летом 2010 года в детских лагерях отдыха было зарегистрировано двенадцать очагов инфекционных болезней, пострадало 186 человек. В минувшем году – двадцать таких очагов, число заболевших выросло до 777 детей. То в пищеблоке нет горячей воды, то неисправно холодильное оборудование, нарушен режим дезинфекции. Немало претензий к пожарной безопасности, а 23 лагеря работали без санкции Роспотребнадзора, свыше двухсот не открылись вообще. Одни винят пришедших в эту сферу частных собственников, заботящихся только о прибыли. Другие видят корень зла в передаче финансирования детского отдыха субъектам Федерации, у которых на это не хватает средств. В то же время госчиновники не освоили в минувшем году 34 миллиона рублей, выделенных на санитарно-эпидемиологические мероприятия.

Между тем в лагерях, санаториях, профилакториях ежегодно отдыхает около семи миллионов ребят. В прошлом году оздоровительный эффект был отмечен у 85,7 процентов детей. Добиться стопроцентных показателей помешали эпидемии, инфекции.  Халатность, недосмотр карались штрафом в 1,6 тысячи рублей. Депутаты приняли законопроект об ответственности за нарушение санитарных требований в детских лагерях отдыха. Теперь для должностных лиц штраф составит от 3 до 7 тысяч рублей, юридических – 30 – 70 тысяч. За повторные нарушения, соответственно, 10 – 15 и 100 -150 тысяч рублей. Кроме того, возможно приостановление деятельности такого учреждения на срок до 90 суток.

Законов, «хороших и разных», у нас немало. Нет пока государственной стратегии защиты семьи, материнства, детства.

Александр Демидов
г. Москва

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин