Опять обсуждать. Когда же действовать?

Тема власти «шаговой доступности», поднятая прессой, в  том числе на страницах «Крестьянина» серьезно озаботила «верхи», правящий тандем. Волею Президента созданы рабочие группы во главе с вице – премьерами Дмитрием Козаком и Александром Хлопониным. 

Они занимаются правовым положением исполнительной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, вопросами межбюджетных отношений, финансов, налогов. 

А Государственная Дума недавно обсудила на парламентских слушаниях, как должны строиться отношения «верхов» и «низов»? Что кому принадлежит и кто за что отвечает? Представители обеих палат, федеральных, региональных министерств и ведомств, законодательных собраний, органов местного самоуправления спорили, жаловались друг на друга, били себя, что называется, кулаками в грудь. 

Тема – безбрежно широкая, однако  неизменно возвращали ее в одно и то же «русло»: деньги, бюджет. Ибо фундамент власти всех уровней – собственность, финансы. А совершенствование федеративного устройства, перераспределение полномочий между  уровнями власти сегодня, можно сказать, «злоба дня». Особенно на фоне массовых выступлений граждан, требующих наведения порядка в экономике, в институтах демократии, справедливых отношений центра и территорий.

Открывая заседание, председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев как бы очертил круг обсуждаемых проблем. Прежде всего – кадры, особенно для глубинки, сельских поселений, межбюджетные отношения. Даже хорошо подготовленный глава района опускает руки, если пусто в кассе. Люди перестают обращаться к бедной власти, по самым простым житейским вопросам  пишут жалобы первым лицам государства.

Только одиннадцать регионов обходятся без дотаций. Год назад их было четырнадцать. Местные бюджеты в минувшем году на две трети состояли из субсидий, дотаций, субвенций. Собственные налоги: земельный, на имущество физических лиц дают не более четырех процентов поступлений. Они должны бы пополняться за счет других источников: прибыли организаций, малого бизнеса. Соответственно, нуждается в «реконструкции» Бюджетный кодекс РФ. Надо закрепить в нем долю отчислений в муниципальную казну с налога на доходы физических лиц минимум до пятидесяти процентов. Изменить и его статус, сделав региональным. Взимать не по месту работы, а по месту жительства граждан. За такой подход, напомнил В. Кидяев, и Президент.

Парламент, мол, не только предлагает, но и действует. Недавно Госдума одобрила поправки в Налоговый кодекс. Участки, занимаемые  учреждениями обороны и безопасности, исключаются из перечня объектов, не облагаемых земельным налогом. Он  поступит в адрес тех, кто здесь живет и трудится. Приняты изменения в закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Далее 131 – й закон, авт.). Они уточняют полномочия местной власти, касающиеся хозяйственных задач. Вышестоящим инстанциям запрещено возлагать на нее обязанности, не обеспеченные финансами. Эти, другие меры дополнительно принесут  около семисот миллиардов рублей,  доходы муниципалитетов увеличатся на четверть.

- Средняя температура по больнице,- возразили  докладчику. – Финансовые возможности, условия хозяйствования всюду различные.

Камчатка, Подмосковье, Северный Кавказ. Уровень жизни тут неодинаков, а государство не всегда это учитывает. Неравенство, особенно в вопросах социальных, болезненно воспринимается населением. Взять хотя бы ежемесячные детские пособия. В Московской области они  составили за прошлый год тысячу рублей, Ненецком автономном округе - 820, а в Дагестане, Калмыкии, Чечне, Калужской, Тамбовской областях – сто рублей.  Ежемесячная выплата ветеранам труда из региональных бюджетов была в 2010 году на Ставрополье, в Амурской, Калининградской, Тульской областях свыше тысячи рублей, а в Ингушетии, Хабаровском крае 100 – 140 рублей.

В такой огромной стране, как Россия, не обойтись без инструментов выравнивания финансовых возможностей. Но средства  нельзя отдавать в руки того или иного чиновника. Помощь должна быть адресной, регулироваться четко установленными правилами. Иначе какой – нибудь  Багай, Покровка или Сидоровка так и останутся без средств на самое необходимое.

- Поощрять самостоятельность, инициативу, - уточнил В. Кидяев, двенадцать лет возглавлявший район. – Ленивым, инертным и деньги не помогут.

В каждом муниципальном образовании, как он полагает, должен быть социальный паспорт с четким  обозначением суммы требуемых средств, источников поступления, статей расходов. На  основании таких расчетов определять размеры финансовой помощи. Иными словами, прежде чем делегировать «низам» полномочия, надо подробно рассмотреть их перечень, уточнить цену, соотнести с возможностями муниципалитетов.

Есть немало способов обеспечить их финансовую «подпитку». Например, дать право распоряжаться у себя такими природными ресурсами, как  глина, песок, гравий, торф. Это, во – первых, укрепит сырьевую базу местного строительства, энергетики. Во – вторых, пополнит казну. К сожалению, чаще наблюдаем обратный процесс: полномочия с мест поднимают на более высокий уровень.

Елена Кодина, директор департамента Министерства регионального развития РФ подтвердила: государственные органы таким способом желают сохранить за собой всю полноту власти. И предложила составить реестр полномочий, сделать его публичным. Муниципальные образования, в соответствии с 131- м законом, осуществляют 44 полномочия. В Ленинградской области готовы взять на себя 63, Ярославской - 27, в Красноярском крае – 43. Многое зависит от экономических возможностей, взаимодействия с другими структурами власти.

Последние нередко вставляют муниципалитетам «палки в колеса». И привела в пример недавний приказ Минприроды. В соответствии с ним власть субъектов Федерации наделяется правом вести реестр особо охраняемых природных территорий, в том числе местного значения. «Братьев меньших» тем самым вынуждают подвинуться. Значит те кто «на низах», должны  знать свои права, отстаивать их последовательно и твердо. Между тем из 23 тысяч глав муниципальных образований, посетовала Е. Кодина, непосредственно избираются гражданами чуть больше двенадцати тысяч. То есть, почти половина из них не имеет прочной опоры среди населения.

Отчасти по этой причине а главное – из - за отсутствия средств органы местного самоуправления все больше встраиваются в вертикаль государственной власти. Практически не остается возможностей для реализации собственных инициатив. Немало дополнительных функций субъекты Федерации возлагают на него с формулировкой «рекомендовать». В условиях финансовой зависимости на деле это означает «выполнить и отчитаться». 

 Подлинный  федерализм предполагает оптимальное соотношение  интересов центра и территорий. Такого баланса, по мнению участников дискуссии, нет. Как нет и единой социально – экономической системы. Они предложили подготовить закон о консолидированном бюджете, определить его основные пропорции: где, какие налоги должны оседать. Например, от малого и среднего бизнеса – на нижнем уровне. Федеральному центру, прежде всего, от природной ренты. Она  принадлежит государству, народу, а не монополиям, олигархам.

- Но пока что низы не могут, верхи не хотят регулировать межбюджетные отношения, - с сожалением констатировал Николай Харитонов, председатель Комитета Госдумы  по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

Между тем, сказал он далее, разграничение полномочий власти – один из важнейших инструментов государственной политики. Лишь за то, чтобы из Конституции Татарстана было убрано слово «суверенитет», федеральный центр заплатил в свое время этой республике, на ее развитие, пятнадцать миллиардов рублей.

Заметно расширены функции муниципальных образований. Они участвуют в профилактике терроризма, экстремизма. За ними – мероприятия по гражданской обороне, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создание, содержание аварийно – спасательных служб, организация мероприятий по мобилизационной подготовке. Но вопросы обороны и безопасности, по Конституции, относятся к полномочиям государственной власти. Она же «свалила» их на «низы», не дав при этом средств.

Горькую быль поведал глава города Каменск – Уральский Свердловской области  Михаил Астахов. Тут предприятия машиностроения, оборонного комплекса. В прошлом году их оборот составил 81 миллиард рублей, но больше 84 процентов налогов уходит в  вышестоящие уровни бюджета. Сам же город вынужден обращаться за финансовой помощью, чтобы строить, содержать дороги, школы, детские сады. 

Солидарен с ним и Андрей Маринович, депутат Нижнетагильской городской Думы. В Нижнем Тагиле создан технопарк. Население встретило его в штыки. В составе технопарка планируется построить метаноловый завод. Производство экологически опасное. Казалось бы, возможные риски надо компенсировать материальными стимулами.  Однако налоги с технопарка минуют городскую казну. Сейчас активно развивается автоматизированная система фиксации нарушений правил дорожного движения. Дело нужное. Только муниципальному образованию, такому как Нижний Тагил, сетует А. Маринович, невыгодное. Штрафы от нарушений ПДД уходят в федеральную казну.

Участники слушаний с особым интересом ожидали выступление Олега Бежаева. Что же ответит на их сетования заместитель директора департамента межбюджетных отношений Минфина России?

Точности учета расходов, сказал он, мешает неопределенность, дублирование полномочий властными структурами. Согласился и с критикой бюджетных пропорций:  53 процента центру и 47 – регионам. В федеральной казне оседают основные, крупные налоги, составляющие до восьмидесяти процентов доходов. Тем не менее, за счет субсидий, субвенций, трансфертов удается сбалансировать бюджеты всех уровней. Да, сказал представитель Минфина, система сложная, не во всем справедливая. Но тут уж депутаты, сенаторы должны пенять на себя. Кто принимал налоговое законодательство?

Правда, за последнее время в него внесены поправки, защищающие финансовые интересы регионов. Например, дотация не может быть снижена в очередном финансовом году. Она устанавливается на трехлетку. О. Бежаев с сожалением отметил: такого подхода нет к местным бюджетам. Но министерство принимает меры, чтобы устранить эту несправедливость. Полномочия, переданные субъектам Федерации, обошлись казне в прошлом году почти в 340 миллиардов рублей. Субсидии составили 107 миллиардов рублей. Связанные с этим расчеты отнимают уйму времени, сил. Поэтому министерство предлагает ввести систему единой субвенции.

Значительные потери бюджетов: и местных, и региональных, признал О. Бежаев, связаны с выплатой федеральных льгот отдельным категориям граждан. По разным оценкам, это около четырехсот миллиардов рублей. Готовятся правовые акты, которые должны снять такую нагрузку. Обсуждаются вопросы совершенствования налога на доходы физических лиц. Проблема, по его мнению, сложная. Большинство специалистов считает несвоевременным переход к зачислению НДФЛ в казну субъектов Федерации, по месту жительства плательщика. Поддерживают эту идею лишь там, где большой отток рабочей силы в соседние регионы.

Депутат Госдумы, председатель Всероссийского совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко, « в порядке самокритики» признал: в том, что отношения «верхов» и «низов» несовершенны, отчасти повинен и парламент. Напомнил некоторые поручения Президента и премьера: передать муниципалитетам налоги от малого бизнеса, перейти на долгосрочное планирование и выделение межбюджетных трансфертов, использовать целевые субсидии в основном при софинансировании инвестиционных проектов.  

А воз - и ныне там. Законодатели не воплотили поручения в правовые акты, Минфин опять кормит обещаниями. Та же проблема кадров местного самоуправления, пожалуй, острее дефицита финансов. Минрегионразвития предложило создать госпрограмму их подготовки и переподготовки. В Минфине вычеркивают эту бюджетную строку. Кажется сегодня, наконец, решили ее принять.

Степан Киричук, председатель Комитета Совета Федерации, президент  Общероссийского конгресса муниципальных образований этот вселенский «плач Ярославны» счел не вполне обоснованным. Местная власть должна учиться диалогу с региональной. Можно не любить губернатора, ненавидеть депутатов, но общаться, решать с их помощью свои задачи главы муниципальных образований обязаны. Попросил Андрея Епишина, председателя законодательного Собрания Тверской области ответить коллеге с Урала: «Как поступаете с дорожными штрафами?»

А. Епишин:
- Они остаются в области. Часть идет муниципалитетам. Средства используем на реализацию программы безопасности, в том числе дорожного движения.

С. Киричук:
- Значит, можно  договариваться с органами государственной власти.

Материальные ресурсы очень важны, согласился он. «Но я никогда не поверю, что уровень бюджетной обеспеченности влияет на покраску палисадников, на высоту бурьяна вдоль улиц и дорог». Защищать основы местного самоуправления – это и бороться за благополучие, жизнеобеспечение каждой деревни, каждого хутора. А есть регионы, где только радуются сокращению числа поселений. Легче бюджет формировать. Но с уходом человека пустеет, сиротеет и земля.

Идея консолидированного бюджета признана была привлекательной. Важно, чтобы Минфин серьезно над нею поработал. И трансфертная политика скоро должна измениться. Речь идет о едином «мешке» средств субъектам Федерации. Заксобрания, губернаторы, муниципалитеты будут сами определять куда, в каком объеме их направить. Ибо децентрализация полномочий без финансов бесполезна. 

Участники слушаний приняли документ, рекомендующий всем заинтересованным сторонам учесть их замечания, предложения. А В. Кидяев обещал: «По графику объедем все восемь федеральных округов и на месте, до мелочей будем обсуждать эти проблемы».

Опять обсуждать. Когда же действовать?

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин