Непроезжая часть

Письмо нашего постоянного читателя Юрия Пономарёва, как нам сначала казалось, обрисовывало ситуацию, типичную для любой сельской местности. Разрушенная дорога, ежегодный «ремонт», который сводится к засыпанию ям песком, отсутствие общественного транспорта и прочие «радости» бездорожья. Но мы даже представить не могли, какие удивительные подробности расскажут жители слободы Мальчевско-Полненской.

Свернув с трассы на Луганск в районе Миллерово, позвонили нашему читателю: скоро будем. Казалось, какие-то 12-13 километров преодолеем за четверть часа. Не тут-то было! Как и предупреждал нас Юрий Николаевич: «ехать быстрее 20 км/ч уже не комфортно».

Представьте себе: машина дребезжит, как консервная банка, привязанная к кошачьему хвосту. Кажется, вот-вот отлетит бампер, боковое зеркало или колесо. Мы постоянно сбавляем скорость, но и это не спасает от ритмичных подпрыгиваний.

– Как будто по стиральной доске едем! – возмущается водитель «Крестьянина» Сергей Троицкий. – Каменная дорога! Когда же её строили? До революции ещё?

Оказалось, нет, намного позже. Когда через час наконец добрались до Мальчевско- Полненской слободы, местные жители рассказали, что дорога от посёлка Долотинка до села Туриловка, связывающая ещё несколько населённых пунктов, была построена около 30 лет назад. В то время, когда о хороших дорогах жители Миллеровского района могли только мечтать, эта «каменка» стала для них предметом гордости.

– Я хорошо помню, как всё начиналось. Вот и заметку из газеты сохранила, – говорит, переворачивая страницы альбома, учительница мальчевско-полненской школы Юлия Максимовна Пороло. – Тогда, в 70-х годах, наш колхоз имени Калинина был в пятёрке сильнейших хозяйств района и для соседних хуторов имел огромное значение. Только добираться по нашему бездорожью было тяжело. На собрании правления решили не ждать, пока партийное руководство даст команду проложить дорогу, а начать строительство своими силами. На территории колхоза тогда как раз работал каменный карьер. Своего песка и камня у нас было валом.

В 1975 году масштабный проект начался. Дорогу строили вручную: плотно укладывали друг к другу камни и забивали их в песок молотком. За день одна бригада колхоза успевала проложить 10 метров полотна.

– Сначала мы кусочек в одну сторону сделали, а в конце 70-х уже во все фермы провели, по всему селу, – вспоминает Юрий Кищенко, один из строителей мальчевско-полненской «каменки». – Вот так, вручную, на карачках, почти тридцать километров сделали. А если брать с Онуфриевкой, то все сорок выйдет. В экономических целях строили не по стандартам – в пять метров шириной. Большегрузных машин тогда не было, и «каменка» вполне устраивала. Но теперь, когда по ней пустили шестидесятитонные «Камазы», дорога пришла в негодность.

В Мальчевско-Полненскую, равно как и в соседние хутора Полосачи и Краснознаменка, посёлки Щебзавод и Долотинка, общественный транспорт не ходит. Причина – непроезжее состояние. Все важнейшие объекты инфраструктуры, в том числе больница, банк, почтовое отделение, находятся либо в г. Миллерово, либо в ст. Мальчевской. В одну и в другую сторону – по десять километров бездорожья. Редкий таксист согласится подвезти вас из Миллерово: люди жалеют машины, говорят, такие колдобины преодолеть можно только на грузовике. Если у тебя нет своей машины, считай, путь к «большой земле» отрезан.

– По этой дороге мы ездим в участковую больницу, школьники – в учебно-производственный комбинат, – говорит Юрий Пономарёв, автор письма. – Каждый добирается как может и чем может. Спасибо тому предпринимателю, что выделяет из райцентра автобус три раза в день. А ведь ещё в 2009 году в районной газете писали: до 2011-го сделаем проектирование, а к 2013 году построим. Мы эту заметку вырезали и сохранили. Чёрным по белому было написано: участок 17 400 метров, три моста через реку, семь водопроводных труб, общая стоимость – 290 миллионов рублей. 2013 год наступил, но наша дорога существует только на бумаге: во всех картах и атласах она обозначена как асфальтовая, равная по ширине трассе М4 «Дон»!

– Мы обращались в администрацию Миллеровского района, но нам ничем не помогли, – рассказал Владимир Светличный, депутат Тренёвского сельского поселения. – Дорога находится в областном подчинении и будет построена, только если министерство транспорта выделит на неё деньги. Но область выделять их не собирается..

Несколько лет назад, когда, будучи ещё премьер-министром, в этих краях побывал Владимир Путин, жителям пообещали, что М4 расширят, а вокруг многострадальных посёлков и хуторов построят объездную дорогу на Луганск. Через некоторое время вблизи своих поселений люди увидели работников «Росавтодора», которые, как выражаются в слободе, «стреляли», то есть измеряли дорогу.

– С тех пор каждый раз перед выборами, недели за две-три, приезжают бригады с треногами. Мы мимо едем в город, спрашиваем, что они делают. Отвечают: дорогу вам строить будем! Вот так несколько лет уже «строят», – смеётся Юрий Пономарёв.

Мы попросили областное министерство транспорта, в чьём ведении находится эта дорога, прокомментировать ситуацию. В ответ пришло очередное обещание: «Вопрос реконструкции данной дороги будет включён в долгосрочную целевую программу «Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Ростовской области на 2015-2020 годы». Мол, четыре года ждали дорогу – подождите ещё три. Или семь. Если вообще решим строить. А то ведь на «вопрос о реконструкции» ответ может быть и отрицательным.

Самое интересное, что проектно-сметная документация, если верить областному минтрансу, давно готова. Правда, тут наши власти немного расходятся в датах. Минтранс указывает на 2009 год, хотя, согласно подписанному Василием Голубевым постановлению № 460, только в 2010 году на проект дороги должны были выделить 3,85 млн рублей. Кому больше верить, министру или губернатору, решайте сами. Но факт остаётся фактом: в 2010 году проект уже был. Так почему его не включили в действующую сейчас программу развития дорог? Может, потому что Путин больше не приезжал?

«А ещё лучше было бы, если бы ваши корреспонденты сами проехали по этому маршруту и увидели всё своими глазами», – так закончил своё письмо в редакцию Юрий Пономарёв. Мы проехались и теперь предлагаем сделать это же областному министру транспорта Дживану Вартаняну. А то из тёплого кабинета в Ростове-на-Дону понять беды простых людей проблематично.

dorogi.jpg

Александра КОРЕНЕВА

Миллеровский р-н, Ростовская обл.

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин