Как создать успешную биографию
20.06.2013 12:53
Молодой фермер многое пробует – и всё успевает.
Фермера из Новой Деревни Александра Рокотянского, мецената и ярого общественника, в Каневском районе знают. Можно сказать, что он – местная знаменитость, ибо немало успел в свои 25 лет. Депутат Новодеревянковского сельского поселения, дважды лауреат краевого конкурса «Жатва» в номинации «Молодой глава КФХ». При этом постоянно учится. Да и у него поучиться не грех.
Юный капиталист
Свою аграрную деятельность Александр начал в девять лет. Ещё будучи колхозниками, его родители начали своё небольшое дело – выращивали птицу. Меньше чем за десять лет из маленького инкубатора, который отец смастерил из холодильника, ферма превратилась в предприятие с полупромышленными объёмами. И наш герой принимал в этом расширении самое непосредственное участие.
– Помню, как я реализовывал птицу на местных рынках. Это помогло мне – стал коммуникабельным и понял психологию продаж. Так я заработал первые деньги. Но не тратил, а инвестировал в бизнес родителей, и к 20 годам скопил немалый капитал – его хватило бы на покупку автомобиля. К этому времени я уже имел план развития собственного хозяйства. Есть мнение, что три года в бизнесе заменяют экономическое образование – это правда. Механику бизнеса я уже понимал.
Университетская специальность Рокотянского – управление персоналом. Он учился на дневном отделении, планируя стать впоследствии руководителем сельхозпредприятия. И вдруг подвернулась возможность не планировать, а начать немедленно: пусть упадочное, но своё предприятие, специализирующееся на растениеводстве, шло прямо в руки. Он приобрёл его у неэффективного собственника. Земля (113 га) была в аренде.
Нужно было принять первое серьёзное решение, и Александр сменил студенческие радости на систему свободного посещения. Зато теперь он был предприниматель!
В Россельхозбанке удалось взять два кредита: один – на приобретение техники под залог её же (требовалось внести лишь 15 процентов стоимости), второй – на пополнение оборотных средств. У него было порядка 27 га паёв и долей, приобретённых по совету родителей ещё в юности (в то время мало кто понимал ценность земли, она была недорогой). Теперь Александра спасли эти собственные земли, предложенные банку в залог. Кроме того, пусть неуспешная в прошлом, но всё же довольно длительная история предприятия на рынке внушала банку доверие. На полученные средства Рокотянский смог закупить качественные семена, удобрения и платить людям зарплату.
– Я приобрёл импортный трактор John Deere, седьмой серии, и оборудование к нему, тоже иностранного производства, – дискатор, чизель-глубокорыхлитель. Есть несколько современных вариантов обработки земли. Я выбрал технологию минимальной обработки почвы с применением чизелевания. Тогда это было ещё новшеством. При ней земля насыщается влагой, не нарушается её естественная структура. Используется только необходимый минимум удобрений и средств защиты растений. В первый же год я получил хороший урожай.
За четыре года его руководства хозяйство трижды признавалось лучшим в районе и дважды – лучшим в крае среди КФХ, возглавляемых молодым главой. В 2012 году его предприятие, как и прочие на Кубани, пострадало от заморозков. Но лишь в показателе урожайности. Не понести затрат и удержаться на запланированном уровне ему помог переход на производство элитного семенного материала. Урожая теперь было меньше, но он оказался качественнее.
Теперь здесь будет сад
Через три года было уже ясно: возможности расширения посевных площадей исчерпаны. Только диверсифицируя производство, можно было увеличивать прибыль с каждого гектара земли без увеличения её площади. Александр искал новые возможности. В составе группы аграриев со всей России он поехал в Израиль, страну, занимающую лидирующие мировые позиции по садоводству и овощеводству с применением новейших технологий. Посмотрел, сравнил, послушал экспертов и учёных – и решился.
– Я принял решение о закладке сада по интенсивной технологии на капельном орошении, с использованием самых современных методик. Интенсивное садоводство – это огромное количество саженцев (2-5 тыс./га) на карликовом подвое. В самый пик своего развития они достигают высоты не более трёх метров, но на них – обилие плодов. Поэтому их необходимо подвязывать. Капельное орошение позволит поддерживать урожайность и не зависеть от капризов природы. Конечно, такой сад – недешёвое и очень долгосрочное капиталовложение: в первые пять лет ни о какой прибыли речи не идёт. Дорог посадочный материал (от 80 до 120 рублей стоит один саженец, а сад – тысячи саженцев). Недешёвое оборудование. Зарплата персонала, операции по обработке, защите сада... Мне пришлось отказаться от градовой сетки, которая, конечно, нужна: это было уже слишком... Хотя всё это в конце концов себя окупает за 15-18 лет, которые составляет жизнь сада. Его пока немного, яблони и сливы в пределах 15 га. Но мы всё-таки лелеем планы расширения. В ближайшие 8-10 лет мы твёрдо намерены увеличить площадь сада. Хотя бы до 80 гектаров.
Клубника с Кубани
Клубничная плантация – последнее детище его полей и особая гордость. В общей площади земельного хозяйства она занимает всего 1 га, но с ней связаны самые радужные ожидания Рокотянского. Успех заложен в самое основание производства, организованного по новейшим мировым критериям.
– Продукция моего предприятия, КФХ «Темп», позиционируется как экологически безопасная. Конечно, я не знаю, как с этой землёй обращались до меня, ведь некоторые пестициды разлагаются в течение 12-15 лет. Мы также не знаем, что происходит в грунтах, каков химический состав дождика, наполнившего почву влагой. Но я могу гарантировать то, что я использую только необходимые удобрения и микроэлементы.
– В чём заключается технологическое новшество?
– При закладке своего гектара я использовал специальный комбайн, который делает особые гряды. Они накрываются специальной плёнкой, не пропускающей вредные лучи и позволяющей почве дышать. Под плёнку закладывается капельное орошение, а потом в отверстие плёнки закладываются ростки земляники. Как и в случае с другими культурами, я выбрал в питомнике качественный посадочный материал. Конечно, это недёшево. Но я понимаю, что, если сделал ставку на качество, то не должен проиграть.
Поскольку дело новое, Рокотянскому не удалось избежать очередного урока природы: он недооценил сроки реализации, отпущенные натуральному продукту. Через один-два дня чудесная ягода неизбежно портится. Пришлось часть урожая переработать на джемы и варенья, обеспечив ими всю родню. Теперь к расширению цепочки сбыта будут приложены особые усилия. Использовать вредоносную химию он по-прежнему не намерен.
– ...Однажды я торговал на рынке своей клубникой. Некоторые люди говорили, что она – точно турецкая. Конечно, она была красивая, крупная, и всё же вкусная, и душистая, как всякая натуральная ягода. А в другой раз перекупщики рассказывали о том, как они привозили её в Москву, фасовали и продавали в элитном гипермаркете как клубнику, привезённую авиарейсом из Италии. Было обидно! Почему хорошая клубника не может быть с Кубани?
Но теперь о сбыте Александр не беспокоится: рыночные скептики всё же оценили его садовую землянику. Поверили и купили, а потом ещё раз пришли. Просто они узнали в продавце молодого фермера, которого часто видят по телевизору. Который многое пробует – и всё успевает.
Елена ОСИПОВА
Фото автора
Выразить свое отношение: