Убийство на старой ферме

Желание «порешать вопрос» с налоговой обернулось драмой.

В конце мая 2011 г. в лесополосе близ х. Курла­ки, что в Родионово-Несве­тайском районе, нашли трупы отца и сына Данилевских (фамилии жертв изменены). Впрочем, «нашли» сказано неточно: к месту останков этих людей привёл милицию 34-летний Роман Матвеев. Факт убийства обоих Данилевских на допросах он не отрицал, но упорно утверждал, что сделал это из самообороны, защищаясь, а не ради умышленного корыстного интереса, как ему вменило в вину следствие (на суде от этих показаний он отказался). Такова «развилка», в которой всю вторую половину 2013 г. разбирались присяжные на процессе в Ростовском областном суде по обвинению Матвеева в умышленном убийстве и хищении имущества путём обмана в крупных размерах.

Ударили по рукам

Василий Фёдорович Данилевский-старший и Роман Матвеев были знакомы уже несколько лет. У Василия Фёдоровича на втором этаже универмага ЗАО «Русь» в центре Новошахтинска на площади Базарной было своё дело – отдел по продаже электроники. Рядом, на том же этаже, жена Романа торговала различной атрибутикой – украшениями, цветными шарами и пр. Роман, навещая жену в магазине и помогая ей, часто заходил к соседям, покупал у них разную мелочь для бытовой техники. Однажды приобрёл тут же цветной телевизор и отвёз домой на ул. Достоевского. Как-то Данилевский-старший и Матвеев разговорились. У Василия Фёдоровича было озабоченное лицо, и Роман участливо спросил: 

– В чём дело, Василий Фёдорович?
– Да вот, налоговая достала. Чуть ли не год проводила у меня камеральную проверку, нашла нарушения, выписала штраф, и довольно солидный, я не заплатил – деньги очень большие, теперь взыскивают по суду.
– А кто судья?

Данилевский назвал фамилию.
– А, так я её знаю. Могу помочь, дело это можно порешать. Только это обойдётся в 70 тысяч рэ.
Собеседники ударили по рукам. 

«Муж доверял Матвееву»

Тут нужно сказать и о некоторых фактах из биографии Матвеева, с виду довольно респектабельного гражданина. В его «послужном списке» – три судимости. Свидетели показывали, что у Романа была манера «приподниматься на цыпочки», показывать себя фигурой гораздо большего масштаба. Своей будущей жене, с которой он познакомился, работая таксистом, он гордо представился: «Я соучредитель таксопарка «Такси-люкс». Когда они уже поженились, заявил, что работает в охранном агентстве «Барс» в Ростове, а когда жене потребовалось получать пособие на ребёнка и нужна была справка с места работы мужа, заволновался, занервничал: «Для чего тебе эта справка? Пойду сам в соцстрах – договорюсь, эта справка не нужна...» «Я поняла, что он нигде не работает», – скажет женщина потом следователю.

И Василию Фёдоровичу он представлялся сотрудником органов. Из показаний вдовы: «Муж тогда приходил ко мне в палату – я лежала в Ростове в ЦГБ. Говорил, что нашёл человека, который поможет решить его проблемы. Я спросила: “Что за человек?”». Далее – рассказ её о двух соседних отделах в универмаге «Русь», о жене Романа. «...А сам Матвеев, сказал муж, работает в Следственном комитете в Ростове. Роман Матвеев ему говорил, что у него много знакомых в налоговой системе области, упоминал фамилии должностных лиц суда, говорил, что его проблема с налоговой – плёвое дело и можно её решить. Муж доверял Матвееву...» 

«Вопрос» не решался

А проблема, терзавшая индивидуального предпринимателя, была такая. Налоговая насчитала ему гигантский штраф – около трёх миллионов рублей за занижение в налоговой декларации производственных площадей в его отделе в универмаге «Русь». Данилевский-старший потом передаст на «подмазку» судьи ещё триста тысяч рублей в пополнение к уже полученным Романом 70 тысячам рублей. 

Шло время, а «вопрос» не решался. Василий Фёдорович набрал номер мобильника Романа: 

– В чём дело? Ты же говорил, что всё порешаешь! Почему судья вынесла такое решение?! (То есть всё-таки платить штраф. – Прим. авт.)
– Понимаешь, – изворачивался Роман, – форс-мажорные обстоятельства такие. Решение будет пересмотрено. Давай подъедем вместе к судье, и она всё объяснит.
Условились встретиться в Ростове возле суда и всё обсудить.

Тут произошло недоразумение, которое наглядно показывает, насколько «хорошо» на самом деле знал Матвеев судебную систему Ростовской области. Но эта промашка мошенника, увы, никак не насторожила будущую его жертву. В поездку в Ростов Василий Фёдорович взял с собой сына Сергея, тоже предпринимателя. Выехали на жёлто-серебристом «Фольксвагене-Пассат» – весь Новошахтинск знал этот автомобиль из-за его бросающейся в глаза окраски. Подъехали к зданию арбитражного суда в Газетном переулке, где слушалась жалоба Данилевского. Матвеева на условленном месте нет. Разъярённый Василий Фёдорович, набрав номер Романа, буквально рявкнул: «Где ты? На месте, как договорились, тебя нет». Выяснилось, что тот подъехал к областному арбитражному суду, что на улице Станиславского...

Встретились, крупно поговорили, Роман клятвенно обещал свести его с судьёй и всё порешать.

Здесь особый интерес представляют показания бывшего одноклассника младшего Данилевского – Максима. Перед возвращением домой, в Новошахтинск (отец уехал раньше), Сергей зашёл к Максиму домой – проведать школьного товарища. Разговорились, и Сергей попросил Максима: «У тебя связи хорошие. Узнай, работает ли в следственном комитете при прокуратуре такой Матвеев Роман Александрович?»

На следующий день Максим позвонил ему: «Я узнал. Никакого Р.А. Матвеева в прокуратуре нет и не было». Это был тревожный сигнал: будьте бдительны, вы имеете дело как минимум с мошенником. Но и этот сигнал не был услышан...

И когда 26 мая на связь с Данилевским-старшим опять вышел Роман и предложил: «Надо встретиться. Тогда же поговорим и с судьей», Василий Фёдорович стал срочно собираться в Ростов и опять взял с собой сына. 

Расправа

Что происходило дальше? Есть отдельные фрагменты, которые следствие, а потом и присяжные, и судья связали в обвинительный приговор Матвееву. «26 мая 2011 г. днём я ехала на своей машине от Самбека в посёлок Красный, – показывала на следствии одна из свидетельниц. – Навстречу мне в сторону Ростова ехал серебристый «Фольксваген-Пассат». Я поняла: это Данилевский – его машина одна такая в городе. Она очень быстро промчалась мимо меня. Окна у неё были тонированы, я только разглядела, что впереди сидели двое, один сзади... И это меня удивило: обычно, когда мы встречали «Фольксваген-Пассат», приветствовали друг друга сигналом. А тут он промчался мимо, не поприветствовав».

Матвеев, который не отрицал, что ехал вместе с обоими Данилевскими, описал расположение их в автомобиле. Машину вёл Василий Фёдорович, рядом сидел Сергей, сзади он, Роман. Так они доехали до заброшенной животноводческой фермы, неподалеку от которой тянется та самая зловещая лесополоса. Сюда потом он приведёт следователя с понятыми и укажет на забросанные ветками и травой два трупа – отца и сына Данилевских. По приговору можно увидеть драму, развернувшуюся на ферме: «Матвеев нанёс не менее пяти ударов заранее приготовленным ножом Данилевскому В.Ф., после чего произвёл в него выстрел из обреза двуствольного гладкоствольного охотничьего ружья... После чего произвел выстрел из обреза в затылок Данилевскому С.В.».

То же, что произошло позже, известно из показаний самого Матвеева. На «Фольксваген-Пассат» он доехал почти до хутора Ивановка в том же Родионово-Несветайском районе и в глухом безлюдном месте сжёг автомобиль, показав потом место и всё, что осталось от машины.

В город Роман вернулся внешне спокойный, хотя и задумчивый. Таким его увидел и запомнил, повстречав вечером, знакомый опер. Поприветствовали друг друга и разошлись. А до этого Роман успел забежать к знакомой и попросил срочно выстирать рубашку...

Между тем, по городу распространились слухи о загадочном исчезновении отца и сына Данилевских, которых многие видели при отъезде в том самом жёлто-серебристом «Фольксвагене-Пассат» в компании с Романом Матвеевым. Естественно, припомнили и его контакты с Данилевскими в универмаге «Русь». Выплыли на свет и три его судимости, в том числе и за мошенничество, которое тоже связали – по почерку – с его посулами Василию Фёдоровичу «порешать» дело о миллионном штрафе...
И вот приговор. 22 года лишения свободы в колонии строгого режима.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Происшествия
Газета: Газета Крестьянин