Голос единицы тоньше писка...

Заметки с ХХIХ конференции фермеров Дона.

Людей было мало. В небольшом зале публичной библиотеки на Пушкинской остались свободные места – 75 делегатов из 18 районов приехали на ХХIХ областную конференцию в минувшую пятницу. Где народ? Вариантов три: не захотели ехать, началась посевная, поехали в другую сторону. Первые два не обсуждаются. А третий... Дело в том, что в этот же день, 14 марта, облминсельхоз проводил в Семикаракорске предпосевное совещание. О том, что случится такая накладка, было известно ещё в первых числах марта. Выяснять, кто раньше «застолбил» минувшую пятницу и кому под кого следовало подстроиться, нет никакого смысла. Договориться о переносе того или иного мероприятия минсельхоз и облАККОР не смогли. Факт, красноречиво говорящий о сегодняшнем уровне взаимодействия двух «братских» структур. Кто от этого выиграл? Правильно: проиграли селяне.

А участники конференции очень хотели (ведь раз в году собираются. – Авт.) быть услышанными властью, тем же замгубернатора, министром сельского хозяйства В.Н. Василенко, ранее не пропускавшим фермерские форумы. В прямом диалоге легче решаются, разрешаются, снимаются любые сложные вопросы. Когда этого нет, фермеры лишь острее чувствуют себя «младшим братом». Рассказывать друг другу свои проблемы? Не за этим ехали...

Что же волнует фермеров, что мешает им нормально жить и работать, почему с каждым годом всё труднее сводить концы с концами? Можно, конечно, пересказать, перечислить их жалобы. Но, думаю, лучше предоставить слово им самим. Привожу выдержки некоторых выступлений.

А.Г. Опачанов (Пролетарский район):
– Положение крестьянскофермерских хозяйств удручающее, над нами издеваются как хотят. 200 рублей на гектар получается несвязанная господдержка, а говорят о 330 рублях. Да вдобавок привязали её к урожаю. Человек мало собрал, у него беда, а его ещё и наказывают – ему меньше средств дают. То же самое с кредитами. Брали долгосрочные займы, рассчитывали на субсидии. И пролетели. Субсидии снизили. Это предательство крестьян. Закредитованность катастрофическая. Селяне уже должны банкам на одну треть больше, чем стоимость произведённой продукции.

С каждым годом положение хуже и хуже. В районе ежегодно два-три хозяйства закрываются. С такими темпами мы все к банкротству придём. А нам трубят: горючее есть, семена есть, будем получать нынче 95 миллионов тонн зерна. Сколько можно жонглировать цифрами, если мы ко дну идём. Зачем ездить сюда, где ответы на наши вопросы, поднятые здесь? Не просьбы, а требования надо выдвигать.

Т.Л. Трегубова (Мартыновский район):
– Мы много выступаем, а что меняется? Бюрократия как была, так и дальше цветёт. Пять раз переделывала бумаги, пока сдала заявку на поддержку. 170 тысяч рублей у меня украли субсидий, потому что не получила урожай – не было дождей.

Р.Г. Цыкора (Зерноградский район):
– Каждый год на конференциях – жалобы. Когда Госдуму выбирали, вы думали, кого избираете, кто будет защищать наши интересы? Пока не поймём, что должны быть политической силой, так и будем жить с протянутой рукой, считать рубли. Мы сила какая? Никакая. Собрались, пошушукались. А КФХ по всей области сыпятся. Надо объединяться. АККОР раньше была влиятельна. Благодаря «силаевскому миллиарду» я зацепился за землю.

Л.Г. Федоненкова (Зерноградский район):
– Есть помещения, есть техника, есть опыт выращивания свиней. Муж – квалифицированный механизатор. Хочется всерьёз заняться животноводством. Но нет земли, корма выращивать негде. Три года добиваюсь земли, хожу по инстанциям. Одни отписки, никто не хочет заниматься предметно. Уже отчаялась ждать какойлибо помощи. Что делать, к кому ещё обращаться?

А.С. Волочёк (Азовский район):
– Мяса в стране не хватает, завозим много импортного. Цены прыгают от 60 до 100 руб лей за килограмм живого веса. Но животноводством можно заниматься. Должна быть программа, в которой бы называлась чёткая цифра: сколько нужно произвести мяса. Это уже будет ориентир для нас. В тех отраслях, где отстаём, необходимы длительные программы. А то начинаем одно – бросаем, хватаемся за другое. Не доводится дело до конца. Как у нас получилось с разведением осетров по официальной программе. Мы вложили 7,5 миллиона рублей, а вернули нам 700 тысяч. Мол, больше денег нет. О чём тут говорить?

Пожалуй, достаточно. Замечу только, что вопрос о господдержке поднимался и в других выступлениях участников собрания, и звучал наиболее остро, что неудивительно, учитывая бедственное финансовое состояние фермеров. По данным облминсельхоза, в прошлом году сектор крестьянских хозяйств получил 491,9 млн руб. несвязанной господдержки.

– В среднем на гектар пришлось 397,6 рубля. Этого явно недостаточно и это не решает наши проблемы, – отметил в своём докладе президент обл-АККОР А.М. Родин. – Хуже того, административные барьеры при оформлении субсидий, неразвитость обслуживающей инфраструктуры не позволили двум третям фермерских хозяйств получить даже такую мизерную несвязанную поддержку. Это является прямым нарушением их прав. На последних съездах АККОР приняты решения добиваться от правительства увеличения погектарки до 3 тысяч рублей.

Увы, никакого увеличения в нынешнем году ждать не приходится. Наоборот, федеральная строка несвязанной господдержки нынче сокращена на 10,8 миллиарда рублей. Для области выделено 888,2 миллиона рублей – это 203 руб./га. Фермеры задавали вопрос замминистра сельского хозяйства И.В. Ромашевскому, присутствовавшему на конференции: соседи, волгоградцы, получили погектарку в феврале, а почему у нас до сих пор тишина? В чём загвоздка, если средства Минсельхозом РФ были распределены ещё 21 января? Кроме этого они предложили при выплате погектарки убрать коэффициенты, величина которых рассчитывается в зависимости от урожайности. Несвязанная поддержка – это выравнивание доходности сельхозтоваропроизводителей. И этот принцип не должен обрастать никакими дополнительными условиями.

Что касается реализации планов на ближайшую и среднесрочную перспективу, сформулированных в майских (2012 г.) указах президента РФ, а также создания условий повышения уровня и качества жизни в сельской местности, то тут нужна новая аграрная политика в области, считает А.М. Родин.

– Она должна быть направлена на сохранение всех существующих сельских населённых пунктов, особенно где живёт до 100 человек, и создание нормальных условий для развития малого сельхозпредпринимательства на всей территории области, – говорил А.М. Родин. – Не надо вгонять деньги в гигантские животноводческие комплексы. Уже ведь не раз обжигались на этом. Комплексы нас губят. Это гири на всём сельском хозяйстве. Разбазаривать средства на комплексы – это себя обирать. И им, и нам денег не хватит. Надо развивать семейные фермерские хозяйства.

Поднимался на конференции (уже не первый раз. – Авт.) и вопрос о дальнейшей судьбе областной ассоциации, которая, если говорить грубо, просто уже загибается. Весь её штат сегодня – один А.М. Родин. Он уже полтора года работает на безвозмездной основе, или проще – бесплатно, на энтузиазме.

– АККОР всем нужна, но дальше так существовать нельзя, – говорил глава КФХ А.Н. Зареченский из Тарасовского района. – Терпение Родина непомерное, но не беспредельное. Давайте соберём по 10 рублей с гектара фермерской пашни, это будет конкретная поддержка. На какие средства существовать облАККОР, решили определиться на совете ассоциации. После конференции в разговоре со мной Роман Григорьевич Цыкора заметил: «Поддержку дают организованным массам. Крестьяне должны прийти к пониманию об объединении. Одиночек никто не услышит. Поэт как говорил – голос единицы тоньше писка».

Да, как он говорил, так и есть на самом деле.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин