Первый год второго рождения

Фермеры Ставрополья провели очередной съезд.

Обычно фермеры проводят свои съезды в феврале-марте, когда ещё не начались сельхозработы. Этот год стал исключением. Дотянули до июня. Хотели подгадать, чтоб были свободны основные руководители края. Но так и не подгадали. Из всех чиновников на съезд пришёл только министр сельского хозяйства Александр Мартычев, остальные, сообщили, заняты более неотложными делами. Зато попали в праздник – День российского фермера.

Становление продолжается

Съезд – знаковый. Прошёл год, как была возрождена краевая АККОР. Каковы же итоги?

Председатель совета АККОР Виктор Пыленок сообщил, что ассоциация работает. Уже есть определённые положительные результаты. Например, удалось договориться с Невинномысским «Еврохимом» о поставке удобрений по льготным ценам, на чём фермеры, члены АККОР, неплохо сэкономили. Ассоциация активно сотрудничает с союзом предпринимателей края и уполномоченным по защите прав предпринимателей. Другими словами, фермеры уже не варятся в собственном соку, а заявляют о своих правах, о проблемах, которые пытаются решать, выходя на прокуратуру, другие органы власти. Три фермера вошли в комиссию по распределению грантов, что позволило более полно учитывать интересы фермерства в ходе реализации государственных программ по поддержке сельского предпринимательства.

Тем не менее Виктор Павлович посетовал, что ещё не все фермеры вступают в ассоциацию. За её бортом остаются сельские предприниматели Труновского, Кочубеевского, Изобильненского, Новоселицкого, Будённовского районов. А в последних двух вообще нет районных ассоциаций. Фактически интересы фермерства представлять некому. В своё время руководители ассоциаций в этих районах дискредитировали саму идею фермерского объединения, и люди с тех пор не верят в полезность ассоциации. Да и в других районах огромная часть фермерства не видит необходимости вступать в какие-либо объединения, работает полулегально. Думают, что так выгодней.

Пыленок привёл красноречивые цифры. В среднем в фермерских хозяйствах урожайность ниже, чем по краю, на 6 центнеров с гектара и составляет 24,7 центнера. Такая картина оттого, что многие скрывают урожай. В любом нормальном фермерском хозяйстве урожаи гораздо выше. Например, в Петровском районе, откуда сам председатель, члены ассоциации производят 95 процентов продукции, а «самостийники» – только пять процентов, хотя их в районе 31 процент. И так повсеместно в крае. И даже при таком раскладе фермеры Ставрополья показали по валовому сбору зерновых второй результат в России после Кубани. Другими словами, потенциал фермерства огромный.

Вы – элита общества

Его надо раскрывать не только в зерновом производстве. Животноводство, виноградарство, овощеводство, садоводство – эти отрасли ещё мало освоены сельскими предпринимателями, хотя по своей специфике самые что ни на есть фермерские, больше всего подходящие для небольшого семейного бизнеса. А в крае всего лишь два фермера-садовода, по пальцам можно пересчитать виноградарей, да и с овощеводами не густо. Например, отдача от одного гектара сада в 20 раз выше, чем от зернового. А один гектар виноградника даёт работу 12 сельским жителям, что может значительно решить проблему занятости населения. Над этими цифрами стоит подумать фермерам.

И господдержка во всех этих отраслях значительно выше, чем в зерновом производстве. Но фермеры как будто не замечают этого. По прежнему большинство занимается зерновыми и требует повышения господдержки на гектар.

Безусловно, государство поддерживает сельское хозяйство не достаточно, тем более если сравнить уровень поддержки с Евросоюзом. Но таковы реалии. Наверное, лучше, учитывая их, подстраиваться под ситуацию, чем негодовать впустую и упускать время для диверсификации бизнеса. А именно таким малоконструктивным недовольством отличалось большинство выступлений участников съезда. И то плохо, и это. А выход где?

Об этом говорил и министр сельского хозяйства Александр Мартычев. В сельском хозяйстве края 52 направления. А фермерами освоено не больше десятка. Министерство разработало подробнейшие рекомендации, как начать дело в этих малоосвоенных отраслях. Готово поделиться ими с фермерами. Лучше всего делать это через ассоциацию. А она, увы, не охватывает и половины фермерского сообщества.

Министр справедливо заметил, что до 80 процентов фермеров не вышли полностью из тени. Особенно это касается рабочих мест. Многие работники фермерских хозяйств получают зарплату в конвертах, тем самым не имея шансов на пенсионное обеспечение. Это и недобор налогов в казну местных бюджетов.

– А ведь вы – элита сельского общества, некоторые сёла не имеют крупных градообразующих предприятий и держатся только на фермерах, – говорил министр, – поэтому от вашей гражданской позиции зависит благосостояние ваших земляков. Будьте активны, платите налоги, создавайте легальные рабочие места, избирайтесь депутатами, влияйте на все стороны сельской жизни. Тогда и моральное право будет требовать от государства большей поддержки. Вести диалог с властью удобней через общественные и профессиональные объединения, такие как АККОР. Поэтому нужно вступать в ассоциацию. Я хочу отдельно поблагодарить Виктора Павловича Пыленка за большую работу по возрождению АККОР. Очень нужно дело.

Сергей ИВАЩЕНКО, наш соб. корр.
Ставропольский край

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйство
Газета: Газета Крестьянин