Накормим российским. Оптимизмом

Ну вот, прошло немного времени, и всеобщие восторги, что, дескать, поставлен заслон химической канадской свинине и прогорклому финскому маслу и теперь-то заживём на исконном, расейском, поутихли. Народ зашёл в магазины и обрыбился. Подорожало.

Причём подорожало даже то, что, по идее, не должно было – к примеру, птица, доля которой в импорте составляла считаные проценты.

Правительство привычно обещает сдерживать цены. Генпрокуратура аж целую рабочую группу для борьбы со спекулянтами создала, как будто ФАС им мало, но куда там. Останавливать цены – всё равно что тушить пожар миской. На всех рук не хватит. Короче говоря, покупатель в недоумении. Своей рыбой, оказывается, не прокормимся: викинги её в несколько раз больше поставляют, чем мы производим. Говядина тоже подкачала, дефицит сыров кое-где начинается...

Восторги поутихли, но нужно окончательно развеять даже простую, затаившуюся под сердцем уверенность – что вот, дескать, настал для отечественного сельского хозяйства новый ренессанс. Никакого глобального переворота не будет, уймитесь.

Потому что главные проблемы российского АПК не в импорте.

Конечно, запрет на ввоз зарубежных продуктов отлично вписывается в картину мира обывателя: проклятый Запад, травит нас всякой гадостью. Но проблема, повторюсь, не в импорте.

Взять, к примеру, молочную отрасль. Разве главные «виновники» здесь – несчастные финны и австралийцы? Отнюдь. У нас в стране хронически не хватает молочного сырья, поголовье снижается, производство нерентабельно для фермера. И это притом что спрос на молоко растёт!

– Если оценивать общую конъюнктуру рынка, то цены на молоко сейчас действительно очень высокие, – комментирует экс-исполнителный директор ассоциации «Союзмолоко», а ныне член совета директоров Вологодского молзавода имени Верещагина Игорь Лупинос. – Но при этом доходность многих предприятий низкая. Всё упирается в их слабую эффективность, техническую отсталость. Похожая история и с переработчиками: в их бизнесе крайне важен маркетинг. Им нужно не просто «производить что получается», а тщательно продумывать пути сбыта и поддерживать стабильное качество продукта весь год. Не все на это способны.

И будет, скорее всего, так: место заморской «молочки» займёт на полках белорусская продукция. Или перелицованная украинская. А нам, чтобы нарастить своё производство, потребуются ещё годы активных вложений и резкое увеличение господдержки. Быстрый успех в вышеописанных условиях невозможен. А долгий... Он и так будет долгим.

Или вот присмотримся к дешёвому мясу. За последние годы африканская чума свиней (АЧС) выкосила большую часть мелких производителей свинины, затронув даже крупные холдинги. Разве импортные полутуши вызвали болезнь? Нет – собственная неразбериха в ветеринарной сфере.

– На прошлой неделе поставщики мяса на 15% процентов подняли цены, – говорит директор Новочеркасского мясоперерабатывающего завода Любовь Акулович. – Пока не знаем, как быть, возможно, тоже придётся повышать цены на продукцию...

Казалось бы, производитель в выигрыше – доходность повысилась! Но всё это кратковременно. Сложности-то никуда не делись. Ну и опять же, а ну как ФАС придёт с проверкой?

– Свиноводческие компании не рассматривают эмбарго как стимул для инвестиций в новое производство. В отрасли осталось множество других нерешённых проблем, одна из которых – неясность с господдержкой, – отмечал на прошлой неделе в интервью «Крестьянину» представитель компании «Русская свинина».

Окончательной ясности, что будет с ветеринарной службой, к слову, тоже нет до сих пор. 

И чтобы уж совсем разобраться с мясом – ну неужели же импортная курятина подорвала благополучие холдинга «Оптифуд», одного из главных российских производителей мяса птицы? Нет, всё прозаично: сложности с кредитами, проблемы со сбытом...

– Мы не были нужны сетям раньше, не стали нужны и теперь, – это уже слова председателя багаевского сельхозпотребкооператива Владимира Рыльщикова. – С местными производителями овощей они работают неохотно.

В чём загвоздка? Крупная торговая сеть будет работать с кооперативом, если он обеспечит ей постоянные поставки. А значит, без мощностей по хранению овощей и фруктов не обойтись. Чтобы их построить, нужна господдержка.

– Нынешних средств, которые выделяются, нам явно недостаточно, – констатирует Рыльщиков.

– Не знаю, может, что-то и изменится дальше, но на сегодня сказать, чтоб на отечественное сельское хозяйство обратили внимание, пока нельзя, – пишет наш читатель на сайте Агробук.ру. – Изменили бы систему кредитования или ценообразования. Или выделяли бы дополнительные деньги на технику или на те же системы орошения. А сейчас все закредитованные по уши! И лишних денег на развитие нет ни у кого!

Эмбарго в качестве защитной меры, а не сиюминутной прихоти, окажется эффективным, только если продлится не один год – в этом сошлись все опрошенные «Крестьянином» собеседники. И только в том случае, если будут решены системные проблемы российского АПК. Высокие тарифы на энергоносители. Теневой оборот земли. Изношенная инфраструктура и сложности со сбытом, неразвитая кооперация – навязло в зубах уже перечислять. Всё это дело не одного года, а запретные меры кончатся быстро, вот увидите. Тем более что новых предложений от чиновников, кроме очередного «подбросить деньжат», пока не поступало. И тех, скорее всего, большая часть достанется холдингам.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Политика
Газета: Газета Крестьянин