Ростов Велосипедизированный

Как развивается велодвижение в Ростове-на-Дону.

Тем, что в Ростове можно арендовать велосипед никого уже не удивишь. А вот о том, что в городе проложено уже пять километров велодорожек и собираются проложить еще больше, знают далеко не все жители южной столицы. Конечно, это не Москва, где протяженность велодорожек составляет уже 140 километров, но это только начало, уверен ведущий специалист Департамента дорог Ростова-на-Дону Нарек Тамразян. 

Велодвижение в Ростове достаточно молодое, только последние три года заметен явный подъем интереса к двухколесному транспорту. Но если раньше «жать на педали» хотели только активисты, то сейчас на велосипед пересаживаются все, от мала до велика, отмечает Дмитрий Гусев, руководитель крупнейшей на юге России сети «Прокат в Ростове» и активист велодвижения. Причин для такого решения много: забота об экологии, желание вести более подвижный образ жизни, а также просто попытка избегать пробок.

Сейчас велосипед – не самое безопасное средство передвижения. За последние семь месяцев в городе произошло 39 ДТП с участием велосипедистов, одно из них со смертельным исходом, рассказывает инспектор ГИБДД по пропаганде Галина Высоцкая. Тенденции пока что не самые утешительные: количество аварий растет, серьезность последствий увеличивается. Основной причиной этих ДТП инспектор считает незнание правил дорожного движения. Например, достаточно часто аварии случаются, когда велосипедист не переходит улицу, ведя велосипед рядом, а просто проезжает, хотя правилами это запрещено.

Чтоб защитить велосипедистов в апреле были внесены поправки в существующие правила дорожного движения. Для водителей велосипедов введены новые дорожные элементы — велосипедная и велопешеходная дорожки. Кроме того, водители обязаны чаще уступать велосипедистам дорогу (пункт 13.1 обязывает водителей пропускать велосипедистов при повороте). 

Впрочем, защищать приходится не только велосипедистам, но и от них. Инспекторы все чаще фиксируют нарушения правил велосипедистами: частенько они сбивают людей на тротуарах. Правда, штрафуют или наказывают их редко, отмечает Галина Высоцкая. «Жалеем, потому что выполнять правила, когда дорожек-то нет, очень трудно», - говорит она.

Основные «жалобщики» - молодые мамы с колясками и пожилые люди, то есть те, кому тяжело быстро маневрировать, чтоб не столкнуться с велосипедистами. Правда, иногда жалобы идут на пользу и самим «водителям»: Нарек Тамразян рассказывает, что именно обилие жалоб ускорило работу департамента по созданию велодорожки на Пушкинской, самой конфликтной улице. Теперь у велосипедистов есть своя «полоса» от Кировского до Театральной площади. Впрочем, очевидцы, которые дорожкой попытались воспользоваться, уже жалуются как на качество плитки на дороге, так и на то, что «мамы с колясками как гуляли по этой части улицы, так и гуляют».

Следующая улица, на которой появится велодорожка – Социалистическая. К сентябрю на ней появятся не просто знаки, как сейчас на Пушкинской, но и бордюры, которые помогут обезопасить велосипедистов от остальных участников движения. В центре велодвижение размечают пока что куда активнее, чем в жилых массивах: существует одна дорожка на Северном (от площади Космонавтов) и одна на Западном (проспект Коммунистический). Пока что в районных бюджетах не находится денег на велодорожки.

Кроме неразвитой инфраструктуры у любителей двухколесного транспорта есть еще одна проблема: отсутствие понимания и обоюдного уважения. Ни пешеходы, ни водители не хотят проявлять понимания к новым участникам дорожного движения. «Эту проблему я называю проблемой веломентальности», - говорит Дмитрий Гусев, который активно следит за велодвижением в Ростове с 2009 года. – «Впрочем, эта сама ментальность с каждым годом у нас в обществе проявляется все сильнее. Все больше людей приобщается к велокультуре. Даже когда человек только раз в неделю катается с друзьями на выходных, он уже понимает, как тяжело велосипедистам и относится к ним более уважительно».

Дмитрий не сомневается, что в будущем велодвижение будет только развиваться. Впрочем, уже сейчас в городе видны подтверждения его словам: можно не только арендовать велосипед, но и заказать велодоставку документов, рестораны также доставляют еду при помощи двухколесного транспорта,  устраиваются велопрогулки, собираются велотуры на море и проводятся беседы по безопасности на дорогах с сотрудниками ГИБДД. Чаще всего информацию о готовящихся мероприятиях распространяют в социальных сетях.

Уже сейчас Ростов можно по праву  включить в пятерку городов с самой высокой «велосипедизацией» в стране после Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Краснодара, считает Дмитрий Гусев. Впрочем, чтоб  потеснить Краснодар, у Южной столицы есть все шансы. Департамент дорог обещает к 2018 году создать сеть велодорожек в городе. Дело останется за тем, чтоб их заполнить желающими пересесть на экологически чистый транспорт, который не стоит в пробках.

Иллюстрация из фотоархива "Прокат в Ростове"

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество