Украденная река

Жители посёлка Глубокий не могут добиться сноса плотины, из-за которой сохнет река и гибнет рыба.

Борьба с паводком в Каменском районе обернулась экологической катастрофой. Жители протестуют, чиновники разводят руками, а прокуратура пытается через суд найти того, кто построил плотину. 

Как Ростов без Дона

В посёлке Глубоком протекает одноимённая река. Представить себе Глубокий без реки Глубокая невозможно. Это всё равно что Ростов-на-Дону без Дона. 
– Вот по этому мостику я на стадион бегал, когда в школе учился. Вода всегда доходила до досок и переливалась через них, так что ноги были мокрые. А вон там я рыбу пацаном ловил и купался. Взрослому глубина в этом месте была по плечи, – вспоминает 27-летний житель посёлка Вадим Рыжкин.

Сейчас от реки осталось только растрескавшееся русло, больше напоминающее дорогу. То тут, то там в камышах встречаются лужи с цветущей водой и лягушками. 
Двор местного жителя Валерия Чубатова выходит к реке. Ему, его родителям и детям это всегда очень нравилось: чтобы отдохнуть, далеко ехать не надо. А зимой в хоккей на льду реки играли.

– У нас фотографии есть, какая здесь река была глубокая: даже корова утонула, – Валерий Иванович показывает многочисленные снимки на компьютере. – Зашла попить, копытами в ил провалилась и утонула. Потом её скелет нашли, когда реку осушили. 

Реки не стало в 2009 году, когда администрация района взялась проводить противопаводковые мероприятия. Вадим Рыжкин роется в кипе бумаг и достаёт одну из них: распечатка с сайта zakupki.gov.ru (официальный сайт РФ с информацией о размещении госзаказов). В 2009 году на этом сайте была размещена котировка на расчистку русла реки Глубокая в пределах Глубокинского поселения. На эту цель бюджет выделил 244 796 рублей. Как следует из документа, заказ на выполнение работы выиграла фирма «Дио­нит», руководитель которой, согласно выписке из ЕГРЮЛ, – Денис Николаевич Кольжанов (сын главы района Николая Кольжанова, поясняет Вадим Рыжкин).
Дальше началось интересное: жители выходящих к реке домов видели, как многочисленная строительная техника засыпала реку землёй в том месте, где её русло раздваивается (в советские годы здесь был построен оросительный канал). Таким образом, вся вода пошла по оросительному каналу, а естественное русло реки осушили. 

Зачем?

Этот вопрос жители посёлка не устают задавать всем подряд. В 2010 году предыдущий глава Глубокинского сельского поселения А.А. Мерзляков ответил им через газету: дамбу возвели временно, для того чтобы техника могла подойти к месту выполнения работ. Вероятно, планировалось, что после строительства дамбы русло почистят и затем дамбу разберут? Но этого не случилось.

В 2010 году, если верить информации с официального сайта госзакупок, на выполнение противопаводковых мероприятий в Глубоком деньги выделялись дважды: 220 490 рублей и ещё 200 тысяч рублей. Получателем выступала всё та же фирма «Дионит». В 2012 году, – рассказывает Вадим Рыжкин, – тоже были планы, но контракт не состоялся. Он изначально был «странным»: срок выполнения работ администрация ограничила неделей. Почистить русло реки за неделю, да ещё в декабре – согласитесь, условия трудновыполнимые. Поэтому желающих поучаствовать в конкурсе не нашлось, и в таких условиях единственным участником торгов и получателем заказа вновь стала фирма «Дионит». Она должна была почистить 80 метров русла реки. Далее, как вспоминает глава Глубокинского поселения Алексей Палкин, между «Дионитом» и районной администрацией было заключено дополнительное соглашение о продлении сроков, после чего контракт был разорван по неизвестной причине, бюджетные деньги остались не освоенными. На этом, можно сказать, жизнь реки и остановилась: русло не прочищено, камыш растёт, земляная плотина и ныне там.

Сорняки и бюрократы

Мы стоим в кушерях на берегу реки. Если бы не замечания моих проводников, я и не поняла бы, что иду по той самой злополучной дамбе. За пять лет она заросла бурьяном. Местные жители пытались бороться с сорняками косами, лопатами и топорами – расчищали плотину, чтобы проверяющие её видели. Но, вероятно, это оказалось так же трудно, как бороться с бюрократией.

Валерий Чубатов демонстрирует увесистую папку с обращениями жителей и ответами чиновников: «Скоро и из бумаг плотина вырастет». Вот вкратце диалог народа с властью, который тянется уже несколько лет. Написали главе Каменского района Николаю Кольжанову: «Пустите воду, верните реку». Он ответил через заместителя: пусть плотину сносит собственник – администрация поселения. Обратились к главе поселения, тот ответил: река федерального значения, на балансе поселения плотина не числится. Снова написали в администрацию района: чья же плотина? Там ответили: не знаем.

Тогда жители написали в Федеральное агентство по рыболовству. Инспекция приезжала несколько раз и писала, что нарушений нет. Но люди не отступали. Лишь в июле этого года удалось жителям посёлка добиться внятного ответа от специалистов. Главный ихтиолог каменского отдела «Аздонрыбвод» А.А. Кириченко вместе с помощником прокурора Каменского района Н.В. Толкуновым засвидетельствовали нарушение режима водного объекта. В половодье уровень воды поднимается, и осушенное русло заполняется с нижней стороны течения, то есть река потекла в обратную сторону. Потом вода сходит, а рыба, которая заходит сюда на нерест, вся остаётся в ямках, углублениях дна на радость местным рыбакам, котам и цаплям. К слову, помимо обычных краснопёрок здесь встречаются и особо ценные виды, например домашняя форма судака, шемая. Вся она погибает, из-за чего в округе стоит нестерпимый запах. Есть и другая беда: дно осушенной реки зарастает камышом. 

– Мы с соседями пытаемся бороться с этим, устраиваем субботники, – рассказывает Валерий Чубатов. – Каждый двор расчищает тот участок реки, на который он выходит. Но не все проявляют сознательность или находят время. В результате камыш постепенно побеждает.

Ближе к зиме у жителей новая головная боль: как бы не погореть. Хулиганы любят поджигать камыш. В условиях безводья пламя может быстро перейти на хозяйственные и жилые постройки.

– Я уже не говорю о множестве других неудобств, вызванных осушением реки, – говорит Валерий Чубатов. – К чему скрывать, что жизнь многих была связана с этой рекой. Люди держали гусей, поливали огороды. Теперь посмотрите, во что превратились наши посадки, – Валерий Иванович показывает огород, заросший пожелтевшими от засухи сорняками, и пустую теплицу... Сорняки победили. 

Концы в воду?

Нельзя сказать, что осушение реки остаётся совсем уж безнаказанным. Спустя несколько лет борьбы дамба бюрократического равнодушия, кажется, дала брешь. Жители объединились, создали в социальной сети «Одноклассники» открытую группу народного контроля. В ней зарегистрировалось свыше 800 человек. Совместными усилиями стали составлять запросы и требовать ответа. 

Инициатором создания группы стал специалист по IT-технологиям Вадим Рыжкин: «Помимо реки у нас много вопросов к власти – это ремонт школы, дорог, организация водо– и газоснабжения. Не могу сказать, что мы везде побеждаем, но во многих вопросах наметились существенные сдвиги. Мы не пропускаем ни одной встречи с участием специалистов областной администрации, организуем акции и пикеты для привлечения внимания общественности».

– Это не политическая организация, группа объединяет депутатов от шести партий, и есть много беспартийных граждан, – поясняет Вадим Рыжкин. – Мы объединились не для того, чтобы агитировать, а чтобы решать социальные проблемы. 

Он считает, что привлечь внимание правоохранителей к проблеме реки Глубокая удалось только благодаря работникам областного правительства – замгубернатора Александру Ищенко и другим: «Не знаю, почему не получалось решить всё на местном уровне. Не потому ли, что руководитель фирмы, выигравшей подряд, – сын главы района? Мы везде писали, жаловались. Пока у нас районного прокурора не поменяли, дело не двигалось с мёртвой точки». 

В феврале, как проинформировало граждан Федеральное агентство по рыболовству, было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено административное расследование по ст. 8.38 КоАП РФ. Главе Каменского района было внесено представление об устранении нарушений требования природоохранного законодательства. На беду, как только правоохранительные органы заинтересовались злополучной плотиной, выяснилось, что её создатель... неизвестен. Руководитель фирмы «Дионит», которая осуществляла противопаводковые мероприя­­тия на реке Глубокая, Денис Кольжанов свою причастность к её возведению отрицает. 

Мы пытались дозвониться до Дениса Николаевича, однако его телефон, указанный в документах и интернете, не отвечал. Глава Каменского района Николай Кольжанов тоже оказался недоступен: в приёмной несколько раз отвечали, что он на выезде. А по вопросу реки Глубокая адресовали к специалисту по экологии из отдела сельского хозяйства, но он в отпуске до конца сентября. 

– Проблему с плотиной должен решать глава Глубокинского поселения, к нему обращайтесь, – посоветовала секретарь приёмной.

Это, однако, спорно, поскольку заказчиком проведения противопаводковых работ была именно районная администрация, и представление Федерального агентства по рыболовству по устранению нарушений природоохранного законодательства адресовано ей же.

Глава Глубокинского поселения Алексей Палкин был избран на этот пост в 2012 году, когда плотина уже была построена: «Ко мне практически сразу обратились жители с просьбой помочь решить эту проблему. Я стал разбираться, кто её строил и для чего, но все концы фактически ушли в воду. Что может сделать администрация поселения? Районная администрация предлагает нам признать эту плотину бесхозяйной, оформить, сделать проект на демонтаж и после этого демонтировать. Это очень затратные мероприятия, думаю, не меньше двух миллионов рублей, а то и больше. Сумма очень значительная для бюджета поселения. Почему кто-то самовольно построил, а мы теперь должны за счёт налогоплательщиков это исправлять? Я с этим в корне не согласен: тот, кто построил, должен и убрать. То, что дамбу надо убрать, сомнений не вызывает, последствия этого строительства налицо: заросли камыша, рыба затухает, разводится комар. А само русло реки так никто и не чистит».

В октябре должен состояться суд, который определит автора нехитрого гидротехнического сооружения. Соответствующий иск подала районная прокуратура. «Крестьянин» следит за развитием событий.

Инга СЫСОЕВА
п. Глубокий, Каменский р-н, Ростовская обл.
Фото автора и из архива жителей

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин