По второму кругу

Все попытки фермера взять землю в аренду разбиваются о чиновничью стену.

В октябре 2012 г. после долгой изнурительной борьбы с бюрократией и равнодушием чиновников различных мастей и рангов («Крестьянин» писал об этом) нам всё-таки удалось получить землю для ведения КФХ – 5 (пять!) гектаров в аренду. Участок был заброшенный, там раньше сараи стояли, люди навоз и мусор вывозили туда, благо он расположен прямо за околицей посёлка. Чтобы привести его в порядок, потребовался адский труд. Мусор, кирпичи убирали вручную. Недели две с мешками ходили по полю, кирпичи собирали. Одного только металла 1,5 тонны вывезли. 92 тракторных телеги навоза муж разбросал по полю. Повыкорчевывали кушири и деревья. В общем, привели в божеский вид.

На тот момент мы выращивали 12 бычков, 40 свиней и 300 голов птицы – индюки, бройлеры, домашние куры. И хотя стараемся землю использовать по максимуму – ячмень убираем, следом сеем суданку – кормов не хватает. Недавно пришлось покупать 4 тонны кукурузы и 2 тонны зерносмеси. Из-за дефицита фуража вынуждены вдвое сократить поголовье свиней. Но меня это не устраивает, хочу разводить больше живности в хозяйстве. Недавно, например, завели пекинских уток. Но тут и другая беда-проблема. Уже тесно в рамках подворья ЛПХ. Вынуждена держать уток вместе с курами – негде их сажать. Дровник освободила под бройлеров. Некуда пересадить тех, что подросли. Одного бычка держим в вольере для собак (пса пришлось убрать). То есть нужны помещения и загоны для птицы, но их негде строить. Для обработки почвы прикупили бэушные – на новые ещё не заработали – плуг, дискатор, культиватор. Есть другая техника. Для неё тоже место нужно.

Рядом с нашим домом – пустырь. Мы написали заявление на имя главы Зерноградского района с просьбой предоставить в аренду на 10 лет этот земельный участок площадью 0,15-0,20 га для размещения загона для птицы и стоянки сельхозтехники. Получили отказ – этот участок земли отнесён к зоне природных ландшафтов и неудобий (ПЛ/05/01), где размещение личного подсобного хозяйства не предусмотрено. В соответствии, мол, с Правилами землепользования и застройки Конзаводского сельского поселения, которые разработаны проектной организацией ООО «НПО «Южный градостроительный центр»». И куда бы я ни обращалась – ответ один и тот же, стандартный. Плюс совет: обращайтесь в суд для внесения изменений в эти Правила.

Такая же канитель и по двум другим земельным участкам, которые мы просим для расширения КФХ, главой которого является мой муж Александр Михайлович Федоненков. Я очень хочу, чтобы у меня были коровы. Мечта – мини-ферма на 15-20 коров. В планах поставить коровник на арендуемом поле, отбить загон для бычков, высевать травы, загородить участок – и будет пастбище. Молоко – это стабильный заработок, дополнительные рабочие места. Свои коровы избавят также от необходимости закупать бычков, что мы сейчас вынуждены делать. А это невыгодно – трёхмесячный телёнок стоит 13 тысяч рублей. В конце прошлого года пришлось брать кредит в 250 тысяч рублей на приобретение молодняка для откорма. Понятно, что мы теряем на этом прибыль.

Ясно же, что для мини-фермы и уже имеющегося у нас поголовья птицы, свиней, КРС необходима собственная кормовая база. На покупном фураже ничего не получится – это полная экономическая бессмыслица. При теперешней дороговизне мы просто вылетим в трубу. Нужна земля, чтобы самим выращивать кормовые культуры. Вот только как её получить, когда кругом, куда ни ткнёшься, стена равнодушия. Сколько сил, времени, нервов пришлось потратить, прежде чем выбили тот пятигектарный участок, чтобы создать КФХ. И вот я снова – по второму кругу – занимаюсь всё тем же: хожу по высоким кабинетам, пишу письма в различные инстанции. Полтора года (!) потрачены впустую – никаких подвижек. На все обращения – однотипные отписки с отказом, проще говоря, отфутболивают.

Мы присмотрели (реестра свободных земельных участков у местных властей не добьёшься) два массива, которые официально никому не принадлежат. Земля там не разграничена и не имеет кадастрового номера. Первый – Ивановская балка, это территория Красноармейского сельского поселения, который граничит с нами. Там 80 гектаров – для пастьбы скота в летний период как раз то, что надо. Но нам отвечают, что участок образован в счёт невостребованных земельных долей участников общей долевой собственности ООО «Агрофирма «Зерноградская»». Хотя невостребованные земельные доли предоставляются совсем в противоположную сторону от того участка, что мы просим.

Второй участок – бывший аэродром ОАО «Конный завод имени Первой конной армии» (там остался только полуразрушенный склад удобрений), который более 15 лет не работает, и 30 гектаров вокруг него. Мы бы его обрабатывали для выращивания кормовых культур. Нам опять отказывают, мол, это собственность конезавода. Но это не так. У меня есть на руках официальное уведомление об отсутствии в ЕГРП зарегистрированных прав на этот участок кого бы то ни было.

Для наглядного представления о наших мытарствах и непробиваемой толщи бюрократизма я только перечислю те инстанции, в которые мы обращались. Это администрация сельского поселения, районная администрация, комитет по управлению имуществом, областной минсельхоз, областное министерство имущественных и земельных отношений, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Ростовской области, областная прокуратура, областная администрация, общественная палата РО, АККОР, Генеральная прокуратура РФ, президент РФ, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Я назвала только основные адреса, в некоторые из них были повторные обращения, но и этого, думаю, достаточно. Обидно, что хождения по инстанциям и вся эта бумажная круговерть так и не сдвинули проблему с мёртвой точки.

Я уже устала от унижений. Мы хотим работать, производить мясо, молоко, а нас бьют по рукам – «нельзя», «отказать», «не представляется возможным»... Вот и получается, что чиновников – целая армия, а конкретно помочь – некому, одна болтовня.

Л. ФЕДОНЕНКОВА
п. Лободин, Зерноградский р-н,
Ростовская обл.

ОТ РЕДАКЦИИ.

Передо мной увесистая папка – 119 страниц (не поленился, посчитал. – Авт.) переписки Федоненковой с вертикалью власти – начиная от главы поселения и заканчивая президентом РФ. И, по словам Лиды Георгиевны, это ещё не весь её архив, с собой в редакцию она захватила только самые основные бумаги. Хотя все ответы различных инстанций, которые она получила, и читать нет особой надобности. Достаточно познакомиться с тем, что ей дала местная власть. Все остальные – из Ростова и Москвы – повторение выводов районных чиновников с различной степенью стилистической вариативности. Мы привыкли наивно полагать, что чем выше ранг и уровень лица, которому адресуется заявление, тем объективнее должна быть обратная реакция (в скобках замечу, что в идеале так оно должно и быть). На самом деле всё гораздо примитивнее. Посланная наверх жалоба возвращается назад, вниз (зачастую к тому, на кого жалуешься) для проверки, рассмотрения и, может быть, принятия мер. «Низ» докладывает наверх, а «верх» уже отвечает заявителю – повторяет то, что вам уже известно после первого обращения, так сказать, по месту жительства.

Вот наглядный пример. Все инстанции, куда обращалась Федоненкова, отказ предоставить ей участок под ЛПХ мотивировали тем, что он отнесён к «зоне природных ландшафтов и неудобий» (ПЛ/05/01). Устав от такого однообразия, Федоненкова пишет заявление главе Конзаводского сельского поселения В.Ф. Сысоеву с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в ст. 36 Правил землепользования и застройки Конзаводского сельского поселения и включить в качестве вспомогательного вида разрешённого использования земельного участка размещение ЛПХ. Вполне нормальное требование, так как действующая редакция Правил не является окончательно закреплённой и в них могут быть внесены изменения в соответствии со ст. 33 Градостроительного кодекса РФ.

В.Ф. Сысоев отвечает (цитирую по оригиналу, без правки): «...Администрация Конзаводского сельского поселения отказывается вносить требуемые изменения... ввиду отсутствия доказательств того, что земельный участок (ПЛ/05/01) не имеет природоохранные ценности.

Администрацией Конзаводского сельского поселения направлен запрос в ООО «Научно-проектная организация «Южный градостроительный центр»» главному архитектору проектов, почему вышеуказанный участок причислили к зоне природных ландшафтов и неудобий. Также просим вас предоставить обоснованные доказательства того, что вышеуказанный земельный участок (ПЛ/05/01) не имеет природо-охранные ценности.

При получении полной информации от ООО «НПО «Южный градостроительный центр»» и от вас администрация продолжит рассмотрение данного вопроса».

Что за «природоохранные ценности» кроются в этой загадочной зоне ландшафтов? Решил удовлетворить любопытство, позвонил в ООО «НПО «Южный градостроительный центр»».

– Объясните, пожалуйста, что такое зона природных ландшафтов и неудобий?
– Пустыри, – отвечает главный архитектор проекта К. (светиться в газете он не пожелал, но фамилию свою назвал).
– И всё?
– И всё.
– К подворью нашей читательницы прилегает как раз такой пустырь, отнесённый к зоне природных ландшафтов и неудобий – согласно Правилам землепользования и застройки Конзаводского сельского поселения, которые разрабатывал ваш центр. Она просит этот участок или часть его для расширения своего ЛПХ. Это реально?
– Я особой проблемы здесь не вижу. Вопрос будет решаться сельской администрацией. И «за», и «против» могут быть выдвинуты аргументированные причины.
– Глава поселения требует от неё доказательств того, что этот земельный участок (ПЛ/05/01) не имеет природоохранной ценности. Разве это её обязанность? Или это просто бюрократическая уловка?
– Я не хотел бы комментировать действия администрации, – в голосе К. слышна сдержанная усмешка.

Теперь всё понятно. Спрашивается: и какова цена всей этой бумажной круговерти с трафаретной ссылкой на зону природных ландшафтов? Наверное, загадочное слово «ландшафт» на всех магически действовало. А оказалось, что решение вопроса элементарно находится в руках одного человека – В.Ф. Сысоева. Захочет глава поселения проявить добрую волю – поможет, внесут изменения в Правила. Не захочет – будет и дальше мурыжить, придумывать всякие «природоохранные ценности». Беда тут заключается в том, что Сысоев как раз, мягко говоря, не горит желанием помочь Федоненковой. Они «в контрах» ещё со времён первых «боёв» за землю для создания КФХ. Хотелось бы, конечно, чтобы Сысоев как должностное лицо (да и как мужчина) встал выше личностных мотивов. Федоненковы ведь – работящая семья. Посмотрим. Будем следить за развитием событий.

Идём дальше. Главный виновник того, что Федоненковы оказались безземельными и теперь клянчат хоть какойнибудь клочок пашни, – государство. Конезавод имени Первой конной армии, где работал А.М. Федоненков, был отнесён к разряду специализированных и приватизировался по особой схеме. Заключается она в том, что государство элементарно кинуло всех работников конезавода, лишив людей и нажитого имущества, и земли. То есть конезавод акционировался со стопроцентным госучастием. Работников даже не наделили правом на землю, не говоря уже о выделении её в натуре. Постановление правительства РФ № 708 от 4 сентября 1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» было просто проигнорировано.

И всё кончилось тем, что в дальнейшем ОАО «Конный завод имени Первой конной армии» был продан евтушенковской «Системе». Конечно, конезавод не «Башнефть», отыгрывать назад госманипуляции никто не будет. Но, думается, обманутые, пострадавшие бывшие работники конезавода вправе рассчитывать на более участливое и внимательное отношение к себе со стороны госвласти хотя бы теперь, когда они проявляют инициативу и желание работать на земле. Так сказать, в порядке компенсации. Что было бы справедливо.

Но чиновники разводят руками – свободной земли нет, а Федоненкова, дескать, хочет, чтобы мы у одних её забрали, а ей отдали. Полная чушь. Федоненкова как раз претендовала на бесхозные участки, на которые в ЕГРП отсутствуют сведения о государственной регистрации прав. Только вот странное дело: как только Федоненкова заявляет претензии на свободные участки, как тут же объявляются их хозяева. Что наглядно подтверждает ответ Федоненковой из областной прокуратуры: «По факту самовольного занятия ООО «Конный завод имени Первой конной армии» земельного участка с кадастровым номером 61:12:0600501:187 прокуратурой Зерноградского района в отношении указанного общества и его руководителя возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 7.1. КоАП РФ (использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю). По результатам их рассмотрения указанные лица признаны виновными в совершении административного правонарушения и им назначено наказание в виде штрафа. Более того, районной прокуратурой внесено представление генеральному директору ООО «Конный завод имени Первой конной армии», которое рассмотрено, меры к устранению нарушений приняты».

В общем, всё нормально, товарищ Федоненкова, ищите дальше свободные участки.

...Мы живём в чиновничьем государстве – горький вывод, сделанный не мною. Чиновник правит бал везде и всюду, без его ведома и петух не прокукарекает. Чиновник душит инициативу, малый бизнес, фермеров, как хорёк цыплят в курятнике. Чиновник считает себя хозяином всего и вся, вершителем чужих судеб. Грустно и печально всё это. Только мириться с таким положением дел совсем не хочется. И не дОлжно.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Сельское хозяйствоЗакон
Газета: Газета Крестьянин