Робот Ваня научит русскому языку [ФОТО]

Школьники и студенты из 50 стран-участниц Всемирной олимпиады по робототехнике в Сочи (WRO 2014) побывали на своих первых уроках русского языка.

Русский язык как иностранный

Поднятие престижа русского языка – одна из основных задач проведения «Дней робототехники в Сочи». В рамках Программы продвижения русского языка и образования на русском языке были представлены уникальные проекты, реализуемые под эгидой Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации.

Программа обучения русскому языку как иностранному разработана 70 педагогами-практиками из 20 вузов страны. Площадкой для совместной работы стал Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, который был выбран организационно-аналитическим и научно-методическим центром Программы продвижения русского языка.

Выбор пал на Институт Пушкина не случайно. Почти 50 лет назад он был создан как центр разработки методик обучения, создания учебников для изучения русского языка. «У нас имеется колоссальный опыт по обучению русскому языку иностранцев. Но задача была для нас новая – традиционную систему обучения языку переложить в дистанционный формат. И мы понимаем, что это другие принципы и законы, некоторые ограничения, но и широкие возможности», - отметила Маргарита Русецкая, ректор Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина.

Результат коллективного труда - серьезная лингвистическая система, многоуровневый механизм, позволяющий учить русский язык с первых шагов (уровень А1-А2), чтобы позднее иметь возможность обучения в вузах России (уровень В1-В2) и использовать язык на уровне носителя (уровень С1-С2).

Во Всемирной олимпиаде по робототехнике принимали участие делегации из 50 стран мира. Иностранные школьники и студенты зарегистрировались на портале «Образование на русском» - pushkininstitute.ru, и всем им предложено начать изучение русского языка в электронной системе.

Чтобы заинтересовать иностранцев русской культурой для них были проведены первые уроки русского языка. Они проходили в интерактивной форме, с использованием лингвистических игр и практикумов. «Дети, говорящие на разных языках, получили возможность произнести свои первые слова на русском языке, прикоснуться к русской культуре. Мы хотим показать, что России есть чем гордиться и чем привлекать гостей, – рассказала Маргарита Русецкая. - Мы очень надеемся, что дети приедут из России домой и сохранят интерес к русскому языку и возможно продолжат его изучение».

Робот Ваня учит русскому языку

Южно-Уральский государственный университет - один из вузов, участвовавший в разработке Программы по обучению русскому языку как иностранному, представил в рамках «Дней робототехники» одну из своих разработок. Это аппаратный комплекс, оснащенный системой распознавания речи и генерирования ответов на русском языке. Он получил имя Ваня. Робот создан на базе Андроида Nao французской фирмы AldebaranRobotics.

Многие, увидев Ваню возле стенда Министерства образования и науки России, задавались вопросом: каким образом робот помогает учить русский язык?

Ваня – ассистент учителя, задача которого увеличить эффективность изучения русского языка как иностранного. Программы робота ориентированы, с одной стороны, на упрощение изучения русского языка, а с другой – на повышение интереса к русской культуре. Ваня знает много частушек, загадок, стихов и русских народных сказок.

Робот – ассистент учителя, а учитель – ассистент робота. Ваня отлично справляется со своей основной нагрузкой - привлечение, активизирование и удерживание внимания студентов. Но полностью заменить учителя им невозможно.

«Мы не рассчитываем, что при помощи робота можно освободить педагога от его обязанностей, робот не должен заменить учителя. Это мотивационная технология. Робот находится рядом с учителем и помогает сделать обучение развлекательным и интересным в соответствии возрасту», - разъяснила Юлия Полякова, преподаватель Южно-Уральского государственного университета.

Робот Ваня стал героем всех учебников и обучающих материалов, созданных в Институте Пушкина специально для иностранных студентов. Из бездушной машины он превратился в одушевленного персонажа и полноправного участника образовательного процесса, с возможностью интерактивного общения.

Сертификация знаний русского языка на внутрироссийском уровне

Тема дополнительной сертификации знаний русского языка была поднята во время круглого стола, посвященного обсуждению основных шагов работодателей, направленных на развитие научно-технического потенциала России и формирование позитивного имиджа страны в регионах присутствия интереса российского бизнеса.

Инструменты оценки знаний русского языка уже существуют в виде государственных экзаменов, как для российских граждан, так и для иностранных граждан на территории России. Как известно, с 1 января 2015 в силу вступает закон, предписывающий обязательную сдачу интеграционного экзамена для иностранцев, желающих работать в России более трех месяцев. Этот экзамен предполагает знание русского языка, знание истории РФ, и основ законодательства. Такой экзамен будут принимать уполномоченные по результатам конкурсного отбора Министерства образования вузы.

Дополнительной сертификации знаний русского языка не существует. Работодатели во время круглого стола выступили с инициативой сертификации знания русского языка в профессиональных целях. Предполагается, что в ближайшее время некоторые российские компании внедрят эту практику для оценки знаний русского при подборе кадров.

За границей очень много компаний, использующих на практике подобный способ сертификации знаний языка среди своего персонала. В России таких компаний – нет. «Очень важно - сделать сертификацию обязательной при приеме на работу граждан, особенно на высокие руководящие должности. Они будут лицом компании, лицом государства, если говорить о международном секторе, - поддержал эту идею Вениамин Коганов, заместитель Министра образования и науки РФ. - Важно грамотное владение устной речью и правильное донесение идей до аудитории, потому что это способствует формированию позитивного имиджа России».

Начать с себя

Раньше мы говорили о любви к русскому языку, а теперь говорим об ответственности. В семье эта ответственность лежит на родителях, которые должны дать ребенку образцы правильной речи, в школе – на учителях, подающих знания таким образом, чтобы ребенку было интересно. Работодатели, в свою очередь, ответственны за то, чтобы их предприятия были территориями чистого языка. Это поможет сделать язык красивым и правильным.

О том, что каждый из нас несет ответственность за русский язык, напоминают многочисленные акции.

Фонд «ЖИШИ» реализует проект по замещению иностранных слов русскими аналогами. Волонтеры ставят в местах использования иностранных слов русские эквиваленты. Например, вместо всем известного «сэлфи», большая часть молодежи на «Селигере» говорила «себяшка». Такие акции формируют своего рода моду на уважение к русскому языку.

Еще одна акция «Город грамотных людей», была реализована в Москве. Любой город может стать «городом грамотных людей». Любой человек, желающий принять участие в этой акции, фиксирует ошибку, обнаруженную на любых печатных носителях в общественных местах. Будь то орфографическая, стилистическая или грамматическая ошибка в объявлении, ценнике или расписании работы заведения. Фотография, фиксирующая ошибку, размещается на определенном портале. Затем, руководителю этой организации направляется письмо с просьбой исправить ошибку в определенные сроки и если ошибку не исправляют, то формируется рейтинг неграмотных организаций города, района и тд.

Уважение каждого из нас к русскому языку, способствуют формированию положительного имиджа страны на международном уровне и повышает интерес к нашей культуре.

«Русский язык – очень сложный, но формирует уникальные свойства мышления. Именно поэтому среди русских людей так много известных ученых, писателей и творческих людей, - подметила Маргарита Русецкая. - Мы говорим всему миру – учите русский язык! И это поможет вам по-особому взглянуть на мир и стать одним из талантливых людей, владеющих русским языком».

Анна ШУВАЛОВА

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Образование