«Немецкий – больше, чем язык»

На прошлой неделе в Ростове-на-Дону прошел фестиваль «Гёте в Ростове».

Занимательные мастер-классы и всевозможные шоу были связаны с присвоением Центру немецкого языка и культуры РГСУ статуса партнера Гёте-Института. Что это значит, почему выбрали именно донскую столицу и чем интересна методика Гёте Института рассказала «Крестьянину» Мария Лукьянчикова, руководитель региональных языковых проектов Гёте-Института (Москва), ответственная за партнерскую сеть языковых центров и экзаменационных центров РФ.

Мария Лукьянчикова: Для нас это большое событие – то, что мы смогли расширить сеть языковых центров и включили в нее еще три новых: в Уфе, в Ростове и в Иркутске. Мы вели долгую подготовительную работу, и теперь по всей России работает 21 центр немецкого языка, партнер Гёте-Института.

Что нужно для того, чтобы стать партнером Гёте-Института?

Есть определенный уровень требований к преподавателям, а также к построению курсов. Мы шли к этому не один год. Сначала Центр при РГСУ стал экзаменационным центром. Мы проводили пробные тестирования. Проводили мероприятия по повышению квалификации педагогов и обучали экзаменаторов. Так, в ноябре прошел большой семинар под руководством методиста-консультанта Гёте-Института Моники Бишоф для преподавателей Центра немецкого языка и кафедры иностранных языков РГСУ. Скоро также состоится первая аккредитация центра.

Для Гёте-Института очень важно иметь партнеров во всех регионах. Конечно, мы сотрудничаем со многими университетами и школами, у нас большая база учителей немецкого языка, к которым мы можем обратиться. Но опыт показывает, что работа через центры-партнеры более эффективная. Поэтому нам хочется, чтобы Центр немецкого языка в Ростове-на-Дону стал своего рода Гёте-Институтом, для тех, кто работает и учится в южной столице.

Почему Вы выбрали Ростов-на-Дону в качестве филиала? В ЮФО ведь есть и другие крупные города: Краснодар, Ставрополь, Сочи.

Как я уже говорила, существуют определенные условия для того, чтобы стать Центром-партнером. Есть такие же требования и к городу, где такой Центр будет открыт. Самым главным я бы назвала наличие инициативных коллег на местах, которые могут развивать это начинание. Заинтересованные люди, которые готовы заниматься им не по указанию, а по движению души. И в то же время стремящиеся к определенному результату. Наталия Васильева (директор Центра немецкого языка и культуры РГСУ – прим. ред.) и ее молодая команда являются как раз таким коллективом. Если бы их не было в Ростове-на-Дону, мы бы не смогли открыть такой Центр.

Следующий фактор – это несомненное значение Ростова в партнерстве России и Германии. Здесь представлены разные немецкие фирмы и с компании. Кроме того, очень важен университетский ландшафт, насколько качественен и престижен формат высшего образования в регионе. В Ростове есть такие крупные университеты, как РГСУ и ЮФУ. А, значит, есть мотивация к изучению немецкого языка у молодых людей, которые связывают это с частичным обучением в Германии или вообще в Европе. По этим показателям южная столица тоже отвечает нашим требованиям.

Третий момент - это уровень изучения немецкого языка в регионе. Во многих школах Ростовской области преподают немецкий язык как иностранный. А без этой базы невозможно двигать наше предложение дальше. Согласно статистике, которую нам предоставило министерство образования РФ, около 40 тысяч учеников Ростовской области изучают немецкий. Во многих соседних регионах - тот же Краснодарский или Ставропольский края - эти цифры значительно меньше. Более того, растет число школьников, выбирающих немецкий как второй иностранный язык. Если округлить статистику, можно сказать, что за последние три года количество школьников, изучающих немецкий как второй, выросло вдвое. Их число достигло 4 тысяч. Это высокий показатель. Кроме того, важно то, что не только школы Ростова, но и более мелких городов Ростовской области показывают высокую заинтересованность в немецком языке. В круглом столе, приуроченном открытию Центра в Ростове, приняли участие гости из Цимлянска: Галина Коробова, Вера Зуйченко и Валентина Донецкая. Преподаватели из области рассказали, что 125 цимлянских школьника участвовали в сдачи экзамена на сертификат Гёте-Института „FIT inDeutsch“ в этом году. 113 из них успешно справились и подтвердили свои знания.

Что такое статус партнера Гёте-Института?

Партнерство подразумевает специальный договор, который регулирует наши взаимоотношения с Центром. Гёте-Институт предоставляет Центру ноу-хау: он не просто преподает немецкий язык (это есть и в школах, и в вузах), он делает это по методике Гёте-Института, которая уже зарекомендовала себя во всем мире. Если вы спросите, где можно быстро и качественно выучить немецкий язык, вам ответят: в Гёте-Институте.

В чем заключается специфика обучения Гёте-Института?

Специфика методики заключается в том, что процесс изучения языка ориентирован на потребности обучаемого. Мы идем не от учителя, а от ученика. Он должен быть активным участником процесса обучения. С самого начала он говорит на языке, ведь 90% общения во время занятий происходит на немецком языке. Кроме того, мы обучаем языку не для того, чтобы люди знали, как спрягаются глаголы, а для того, чтобы можно было высказать свое мнение, общаться с носителями языка, т.е. осуществлять речевое взаимодействие. Конечно, к этому мы добавляем разные технические возможности: интерактивные доски, онлайн-платформу, используем современные учебники, в которых отражается жизнь Германии сегодня, а не какие-то реалии 30-летней давности. Еще мы стараемся использовать в обучении разные формы социального взаимодействия: во время уроков ученики не сидят постоянно за партами, а работают в парах, мини-группах, играют, поют.

Также я бы хотела подчеркнуть, что особенностью методики Гёте-Института являются очень высокие требования к преподавательскому составу. Мы опираемся не на заслуги и звания: профессор, кандидат наук и т.д. Наш преподаватель должен уметь организовывать учебный процесс, исходя не из своих представлений, а из того, что требуется ученику. Кроме того, преподаватель должен владеть языком на самом высоком уровне - С2. И что еще важно: мы требуем, чтобы наши преподаватели постоянно повышали свою квалификацию.

Наш подход к обучению отражается в международных стандартах качества преподавания немецкого языка.

Что можно сказать о ценах на курсы в Центрах-партнерах?

Гёте-Институт на цены курсов немецкого языка не влияет. Каждый центр устанавливает их, опираясь на ситуацию в регионе и потребительские возможности. Ведь Центры-партнеры представлены во многих города России: и таких дорогих, как Екатеринбург, и таких маленьких как Волжский. Поэтому их ценовая политика очень подвижна и привязана к региональным особенностям.

Мы не предписываем нашим региональным партнерам стратегии работы на рынке образовательных услуг. Они на местах лучше знают и клиента, и какие типы курсов лучше предложить. Но мы, как Гёте-Институт, берем на себя ответственность за качество подготовки преподавателей и соответственно поддерживаем центры: проводим курсы повышения квалификации, локальные, региональные и общероссийские семинары, выделяем стипендии на прохождение курсов и семинаров в Германии.

Что, как Вы думаете, повлияло на создание в России такой сети Центров-партнеров Гёте-Института?

Изменилось представление россиян о значимости изучения иностранных языков, в том числе немецкого. К счастью, ушло понимание, что иностранный язык - это очередная дисциплина в школе или вузе. Теперь люди понимают, что это средство коммуникации и развития профессиональных связей, личностного роста, расширения образовательных и профессиональных возможностей, инструмент народной дипломатии. Такое новое понимание роли иностранного языка сложилось благодаря усилиям многих сторон, в том числе, и Гёте-Института. Ведь мы стараемся проводить много программ, которые делают изучение немецкого языка увлекательным и значимым в личном аспекте: предлагаем немецкий язык в детских садах, разрабатываем школьные экологические проекты и те, которые помогут российским ученикам стать студентами в Германии (например, проект «Мост в немецкий университет» - прим. ред.). Люди должны понимать, что за счёт общения на иностранном языке они обогащаются личностно и профессионально.

И все же немецкий остается вторым в рейтинге иностранных языков, пропуская вперед английский.

Да, но его значение как второго иностранного языка очень выросло за последние 20 лет. Владение английским стало сейчас базовой компетенцией, необходимой каждому. А немецкий язык - это дополнительный плюс, бонус. Это то, что даст новые шансы. Именно этому подходу отвечает слоган центров немецкого языка: "Немецкий - больше, чем язык".

Анна ГЕТМАНОВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Культура