Приютить и обогреть

Официально это заведение называется очень длинно и казённо. Если чуть сократить, то получится – Изобильненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних. А в народе его называют приютом. Потому что приют по-русски – это место, где можно найти пристанище, укрыться, обезопаситься. 

Стучите, и отворят вам

Помню, как в 90-е годы вдруг появились беспризорные дети, попрошайничающие у бензозаправок, придорожных кафе. Это было жуткое зрелище – позор страны. Тогда-то и стали появляться в массовом порядке новые детские дома и приюты, как правило, на месте детских садов, которые оказались невостребованными.

Реабилитационный центр в селе Тищенском появился 12 лет назад, когда общество уже в целом научилось справляться со стихией беспризорности. Сегодня он уже и не всегда заполнен. В день нашего посещения, например, здесь было только 12 воспитанников, хотя центр рассчитан на 30 детей. Но нужда в таких заведениях вряд ли отпадёт в ближайшие десятилетия. Очень многим детям нужна помощь государства и защита от своих собственных родителей, не ведающих, что творят.

– В нашем центре дети находятся, как правило, до полугода, хотя и бывают исключения, так как не все их проблемы можно решить за это время, – рассказывает директор Татьяна Викторовна Шубная. – Обычно ребята ждут здесь, пока решается вопрос о лишении родительских прав их пап или мам. Увы, это основная причина, по которой дети попадают к нам. Но бывает и так, что родители сами пишут заявление на временное размещение детишек у нас: если семья попала в трудную жизненную ситуацию, когда нет средств на содержание детей или кто-то серьёзно заболел в семье. Как говорится, от беды не зарекайся, она может прийти и в самую благополучную семью.

Заместитель директора по воспитательной и реабилитационной работе Ангелина Владимировна Дергачёва, проводя экскурсию по центру, показала мне уголок для посетителей. Здесь можно узнать, какую помощь оказывает родителям и их детям реабилитационный центр. Это не только временное убежище, но и помощь в оформлении документов, например, на инвалидность или иска в суд на алименты и т. п.

Сейчас в центре, например, находится девочка из цыганской семьи. Попала в полицию за мелкое правонарушение, и выяснилось, что ни у неё, ни у её родителей нет никаких документов, удостоверяющих личность. Сейчас работники цент­ра пишут запросы, чтоб выяснить, откуда эта семья. Родители сами согласились «легализоваться», только бы скорее вернуть ребёнка в семью.

Занимаются в центре и профилактикой. Ездят вместе с представителями правоохранительных органов и опеки по сёлам, проведывая так называемые семьи риска. Сейчас в поле зрения центра 102 таких семьи.

– Недавно мы получили грант, который позволит развернуть нам работу с семьями, у которых дети имеют условную судимость, – рассказывает Татьяна Викторовна. – В ней задействованы наши педагоги, психологи. Работаем в тесном контакте со службой исполнения наказаний. За последние два года у нас не было ни одного случая, чтобы условно осуждённые оказались за решёткой. Значит, толк есть.

Погладить ежонка

По словам Шубной, когда только организовывался приют, многие селяне были против такого заведения в Тищенском. Мол, только беспризорников нам не хватало! Теперь не только огороды, но и дома наши обнесут. Но прошло время, и опасения развеялись. Сейчас многие уверены: центр – это благо для села. Он обеспечивает работой 53 человека. Он помогает людям раскрыть свои лучшие качества – способность сострадать, быть милосердными. Недостатка в благотворителях и меценатах нет – будь то газпромовские структуры или обычный фермер, каждый раз устанавливающий здесь новогоднюю ёлку. 

– У нас нет случайных людей, – говорит Татьяна Викторовна, – они сразу отсеиваются. Остаются только любящие детей. Многие из нас работали в школе. Там легче, всё-таки не требуется такой самоотдачи. А здесь детки приходят колючими ежатами, грязными, не знаю­щими элементарных правил гигиены, быта, часто озлобленными. А нам надо их отмыть, отогреть, обласкать. Знаете, какое удовлетворение видеть, как эти ежата прячут свои колючки, становятся добрыми, лас­ковыми котятками! И как потом трудно с ними расставаться! Они нам становятся родными.

Вместе с Ангелиной Владимировной я прошёлся по приюту, осмотрели жилые комнаты, столовую, комнаты для игр, занятий. Чистота и порядок, уют, которого и во многих домах не увидишь. 

Сейчас взрослых детей в приюте нет. Самым старшим по 12 лет. Я пообщался с малышами. Шустрые, говорливые, смышлёные. Ничем не уступают, на первый взгляд, обычным благополучным детям.

– Оно так и есть, – соглашается Ангелина Владимировна. – Но видели бы вы их при поступлении к нам! 

Дети здесь, конечно, сложные. Не стоит упрощать. Могут и убежать, не зная, куда и зачем, могут и ещё какой фортель выкинуть. Но достаточно глянуть на ухоженный двор приюта, где трудно найти хоть одну бумажку и тем более окурок, чтобы почувствовать, какая стоит за этим порядком духовная работа. Почему эти колючие ежата, изъятые из духовной и бытовой грязи, вдруг становятся такими аккуратистами. Почему они так любят коллективные походы на рыбалку или на весенние поля, усыпанные дикими пионами – лохмачами.

И так бывает

– 70 процентов ребят, прошедших через наш центр, возвращаются в свои биологические семьи, – рассказывает Татьяна Викторовна. – Для нас это самая большая награда. Значит, удалось совместными усилиями вразумить их родителей.

У директора есть истории с хорошим концом, которые и рассказать приятно.

Вот лишили одну маму родительских прав за то, что пила до безумия. И это таким шоком стало для неё, что пришла в приют. «Только детей не забирайте, помогите стать на ноги, на всё готова!» Ей помогли полечиться, устроили на работу. А когда увидели, что есть результат, то помогли и документы составить о возвращении прав родительских. С тех пор лет пять прошло. Та мама уже бабушкой стала. Хорошей, заботливой, трезвой.

Попали в приют два братика, маму которых прав собирались лишить. А где же папа их?

Взялись разыскивать. И нашли на Северах, благополучно живущего с новой семьёй. Навели справки. Хороший папа оказался. Тогда рассказали ему, что да как. Когда узнал, в чём дело, собрался детишек забрать к себе. Прилетел, денег привёз на покупку тёплой одежды, на дорогу. Но пока с горе-мамой пообщался, она у него те деньги и вытащила. Пришлось всем приютом папе деньги собирать. Зато детишек увёз, вылечил одного от серьёзной болезни...

Пусть таких историй будет больше.

Сергей ИВАЩЕНКО

с. Тищенское, Изобильненский р-н,
Ставропольский край

Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин