Приехали

Президент на днях спросил у правительства РФ, не сошло ли оно, случайно, с ума. Правительство судорожно принялось доказывать, что нет.

А что ещё можно было предположить после того, как с 1 января в трёх регионах (Вологодская и Псковская области и Дагестан) электрички отменили совсем, а ещё в семнадцати или восемнадцати – частично? Ростовской области ещё повезло: нас лишь слегка задело рикошетом из Краснодарского края – с 1 февраля отменили скоростную электричку Ростов – Краснодар.

Что по этому поводу говорили весь январь жители пострадавших регионов, в печати приводить нельзя: правительство (всё-таки есть там разумные люди) загодя приняло закон о запрете подобных выражений. Но представьте, что вы живёте в какой-нибудь деревне вроде Чадково в Вологодской области, которая в одночасье оказалась отрезанной от мира, как это показал телеканал «Дождь». Здесь и электричества-то нет, а из всех коммуникаций осталась только семикилометровая лесная дорога, по которой можно пешком дойти до соседнего села. Просто представьте – и нужные слова сразу придут вам на ум.

Президентский вопрос о психи ческом здоровье российского правительства сотворил мгновенное чудо: Минтранс тут же отрапортовал (а ОАО «РЖД» подтвердило), что всё уже исправляют, электрички возвращаются и всё у всех хорошо. Из регионов сообщают, что около трёхсот электричек уже вернули (в том числе и краснодарскую) и продолжают в том же духе.

А что это, собственно, было? Да ничего особенного. Если коротко, то ОАО «РЖД» опять захотело денег. (Оно вообще их регулярно хочет и без лишнего смущения повышает не только цены на билеты, но и тарифы на обслуживание регионов.) А правительство РФ, в свою очередь, ровно в 25 раз повысило для регионов плату за пользование железнодорожной инфраструктурой, именно во столько раз сократив соответствующую льготу. И аккурат к Новому году оказалось, что регионам электрички не по карману.

А несколько дней назад в прессе появились сообщения: глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин заключил договор о сотрудничестве с Национальной компанией французских железных дорог. То есть доведя до совершенства российские железные дороги, он будет учить недалёких французов, как им обустроить Францию.

Не знаю, как там с целой Францией, но лично месье Гийома Пепи, который возглавляет французские железные дороги, Владимиру Якунину есть чему поучить. Например, как, находясь на государственной службе, отстроить себе дачку площадью без малого 15 гектаров – с 50-метровым бассейном, двухэтажным домом для прислу ги и специальным «шубохранилищем». Как безнаказанно повышать цены на билеты до такого уровня, что они уже практически догнали стоимость авиабилетов (и останавливаться явно не собираются) и при этом даже не трудиться объяснять, за что берёшь такие деньги. Или как себя поставить, чтобы так роскошно обидеться в ответ на законное требование правительства отчитаться наконец о своих доходах на госслужбе. Дескать, мои деньги – не ваше собачье дело, и вообще, злые вы, уйду я от вас – куда-нибудь в частный бизнес, где не задают лишних вопросов. В общем, выдать «эмоциональную реакцию», как потом объяснил официальный представитель главы ОАО «РЖД».

«РЖД», «будучи коммерческой компанией, не может и не должна оплачивать государственные социальные обязательства» – написал Якунин в своём блоге. Ну и не будет, как выяснилось. Уже известно, что на восстановление электричек им дадут 25 миллиардов из госбюджета. Но вообще-то нужно 50. Так что остальное будут компенсировать по принципу «с миру по нитке».

«Мир», если кто не понял, это мы с вами. Но вы не бойтесь: если денег не хватит, есть варианты. Вот, например, из Омской области сообщают: рабочая группа областного правительства по совершенствованию транспортного обслуживания населения предлагает на базовых маршрутах в сельских районах использовать «гужевой транспорт». То есть пустить тележку с лошадкой – и экономично, и благолепно, и в национальных традициях.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин