Юрий Бондарев: «Мир спасёт слово»

Подумать только, Юрий Васильевич Бондарев родился в тот же год, когда умер Ленин. А для нас эпоха Ленина, революции, Гражданской войны настолько далека, что трудно даже себе представить. Рядом с Куликовской битвой и Петром Первым. А тут человек, наш современник. Перед глазами которого прошла, по сути, вся история кровавого двадцатого века.

Сразу по окончании школы он прошёл дорогами войны и стал известен как писатель военной темы: «Горячий снег», «Берег», «Выбор», «Батальоны просят огня». В 1994-м отказался от награждения орденом Дружбы народов в связи с 70-летием, написав в телеграмме президенту РФ Б. Ельцину: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны». Он «расположился» на национал-патриотических позициях, отстаивая особый путь развития России. Сегодня Бондарев редко появляется на публике. Говорит шутливо, что 16 лет давно миновало и в его годы не пристало думать о «тщеславной суетне». Он смелый человек. Говорит то, что думает...

Мы живём в безвременье, без больших идей, без естественной доброты и нравственности, без скромности и защитительной стыдливости... Наша свобода – это свобода плевка в своё прошлое, настоящее и будущее, в святое, неприкосновенное, чистое... 

В войну погиб цвет народа. В живых из лучших сохранились немногие. А дети не стали лучше отцов, хотя нельзя осуждать какое-либо поколение целиком. Вот, может быть, поэтому теперь и мало кто рискует броситься грудью на амбразуру, защищая свою и чужую честь…

Мы в атаку с лозунгами не ходили. Мы ходили с несколькими крутыми непечатными словами. Мы не были нашпигованы лозунговым официозом, но были патриотами без пышных определений. 

За неуспех и успех на войне надо платить кровью, ибо другой платы нет.

На войне... выжило три процента мужчин 1924 года рождения. И вот что удивительно: ни одного ненадёжного товарища среди сослуживцев я не встретил. Потерял братьев, моя любовь осталась с ними.

В сорок пятом году я верил, что всё изменится после войны, что весь мир и вся жизнь будет сплошным праздником. В сорок шестом и сорок девятом я этого уже не думал. 

Почему люди поклоняются талантам и хотят унизить их одновременно?

Лёгкой жизни не бывает, бывает лишь лёгкая смерть.

Жизнь становится невыносимой, когда не сиюминутными удовольствиями, а по нравственным законам жить надо.

Мы просто не знаем, где истина… Променяли на модный галстук и модную юбчонку с иностранной наклейкой на заднице.

Любовь человеческая оголённым нер­вом мечется!

Сегодня, по-моему, мы в большинстве своём лишены воображения, а значит – чувства. Современное общество занято исключительно практическими целями, материальными мыслями. Народ развращают.

Вот все думают, что только экономика спасёт нас. Нет. Это непростительное заблуждение. Спасёт культура. Слово. Мир спасёт слово.

Слабенькие люди утверждаются насилием, когда чувствуют себя богами, когда разрушают… Это парадокс, это чудовищно, но это так.
Всякое предательство – это духовная смерть.

После того как людьми власть имущими были произнесены сакраментальные слова: плюрализм, демократический либерализм и т. п., настежь распахнулись ворота перед нашими СМИ. И высокое понятие о свободе превратили в непристойную вседозволенность.

Сколько убийств, тошнотных извращений, аномалий мы видим по телевизору! Идёт растление наших детей, беззастенчивое развращение нашего когда-то очень чистого народа. 
Мои ровесники, вернувшиеся после войны, пройдя всё, круги ада, сквозь кровь, пот, потери и нелёгкие победы, боялись поцеловать девушку. А ребята-то были смелые, сильные, здоровые, обстрелянные, насквозь пропитанные порохом, не раз встречавшиеся со смертью. Таких сейчас нет. 

Наше поколение вымерло, остались единицы, к горькому сожалению, оно, наше поколение, вместе с народом принесло на своих плечах общечеловеческую победу и спасло мир. Но человечество не всегда бывает благодарно.

Всякое богатство, как говорили философы, есть ограбление. Богатыми становятся благодаря тому, что беднеют другие. Деньги нужны в той мере, в которой они могут обеспечить жизнь человека. 

Но сегодня желание приобрести деньги переросло в страсть. Это очень горько, потому что деньги изменяют, портят людей.

Слишком невыносимо испортился вкус читателей, и в первую очередь – язык «новой русской» словесности.

Такого товарищества, чувства локтя среди людей, какое было прежде, нет. Вернуть это сложно: попробуйте разбить яйцо, а потом склеить его. Сумеете? Нет. Но надежда всё же остаётся.

Всякому разумному человеку дано думать, что жизнь его не праздный случайный подарок, а несёт в себе великий земной смысл – воспитать собственную душу в борьбе за свободное существование, за очеловечивание человека во имя всемирной справедливости, выше которой ничего нет.

Безответственный либерализм приводит не к победам, а к краху. Жизнь строится на твёрдых «да» и «нет».

Всё происходящее на Украине очень серьёзно и чрезвычайно волнует меня. Украина – неотъемлемая часть России. Этот исторический факт раздражал недругов на протяжении столетий, и сегодня экспансия на Восток вновь переходит в открытую фазу.

Подлость живуча. Подлость вооружена. Две тысячи лет зло вырабатывало приёмы коварства, хитрости. Мимикрии. А добро наивно, в детском чистом возрасте. Всегда. В детских коротких штанишках. Безоружно, кроме самого добра… Не-ет, добро должно быть злым. Иначе его задавит подлость. Да, злым!

Я за то, чтобы использовать подаренные мне мгновения с пользой. Вы знаете, что наша жизнь в потоке мирового времени длится всего одну секунду? Эту секунду надо считать счастьем. Удача, везение, богатство, удовольствия, наслаждения – всё эфемерно. Сегодня человек купается в наслаждениях, а завтра он – в грязи.
Для меня прекрасное – это скромность! Скромность – в выражении глаз, в походке, улыбке.

Жизнь бьёт ключом. И всё по головке. Всё норовит по головке. Нда, стальную головёнку нужно иметь.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Страницы истории
Газета: Газета Правила жизни плюс