Я помню войну...

Я родилась в Ростовской области. Родители ещё молодыми уехали на Урал, где их и застала война. Сначала отца призвали на Финскую, а потом он воевал на Отечественной. Мы с мамой остались в чужом краю – ни родни рядом, ни жилья.

Долго ждали писем – «треугольников» с фронта. Когда освободили от оккупантов Ростовскую область, мы с мамой выехали в дальний и долгий путь. Ехали в товарных вагонах вместе с новобранцами, отправляемыми на фронт. Я с детства хорошо пела. Одной из песен была очень грустная – о страданиях детдомовской девочки. Пела я до хрипоты, а солдаты всё просили: «Тая, пой ещё!»
Наконец, мы приехали на свою родину, в Чертково. Жили на съёмных квартирах. И в поле, и на огородах оставалось много неразорвавшихся мин и снарядов. Любопытные мальчишки находили их и пытались с ними играть.

Помню ужасный случай. Из разговоров взрослых я узнала о том, что одного из мальчиков разорвало на куски. Я раньше никогда не видела мёртвого человека и очень боя­лась его увидеть. Но... любопытство победило. Я вслед за взрослыми тоже пошла... В гробу я увидела мальчика: это были куски разбитого тела, собранные вместе. Запомнилась расшитая рубашка и венчик на «голове». Для меня это было большим потрясением! После этого меня долгое время преследовали зрительные галлюцинации. Подобный случай произошёл гораздо позже, в 70-е годы, и в другом месте... 
Помню хлеб военных лет. Его можно было получить только по карточкам. Хлеб был тёмным, рыхлым, сильно крошился. Моя мама работала какое-то время продавцом. При нарезании хлеба оставались крошки. Мама скатывала шарики из крошек и подкармливала меня, когда я к ней забегала.

Помню, как люди кричали: «Победа! Победа!», обнимались и плакали. Но мой папа ещё был на фронте – воевал с Японией. Он вернулся поздней осенью 1945 г. За всю вой­ну получил лёгкое ранение в ногу и контузию. Мы были счастливы: наш родной человек был жив. А у моей двоюродной сестры папа-лётчик пропал без вести со всем звеном. Два брата моего отца тоже воевали. Средний брат попал в плен, а после войны за это был выслан в Бурят-Монголию на вольное поселение. Вернувшись домой, он поздно женился. Я тогда уже была замужем, и мой сын оказался старше его дочерей, т. е. тёти были младше племянника на 3 и 5 лет. Младший брат моего отца окончил Ленинградское военное училище, ушёл на фронт безусым офицером и погиб...

В 1949 г. мы приехали в Богдановку Каменского района. Там разрабатывали каменный карьер. Начинали строить этот посёлок пленные немцы. Я никогда не видела немцев, и тут довелось увидеть их в лицо. Обыкновенные люди. Трудно было представить, что они убивали себе подобных... Потом был произведён обмен пленными между СССР и Германией. Вспоминая погибших ребятишек, понимаешь, какой страшный след оставили немцы, эти «обыкновенные люди», на нашей территории...

Я помню войну. Особое место в моём сердце занимают песни и стихи военных лет. Моя жизнь прожита не напрасно, я счастливый человек. У меня двое детей, четверо внуков и четверо правнуков. Я знаю: нужно радоваться каждому мгновению, ведь оно может не повториться.

Мой внук – офицер российской армии, военный инженер ракетных войск и артиллерии, но я не хочу, чтобы мои дети и внуки воевали.

Таисия Ивановна ЯНИНА, 78 лет
п. Чистоозерный, Каменский р-н, Ростовская обл.

ОТ РЕДАКЦИИ. Таисия Ивановна – почётный донор России. Бывший медработник, за свою жизнь она сдавала кровь 52 раза! Честь и хвала этой женщине!

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Страницы истории
Газета: Газета Копилка советов