О дорожной «демократии» и кодексе чести

Уважаемые земляки! Число аварий на российских дорогах продолжает расти. Сегодня за рулём – много нарушителей дорожного движения. Они наглеют, хамство становится нормой поведения. Значит, их нужно вовремя останавливать. 

Хочу взглянуть на эту тему под другим углом зрения, отчего наша безопасность на дорогах становится не менее тревожной и настороженной. Всё потому, что в этом кроме водителей участвуют те, кто отвечает за эту безопасность.

Когда гражданин встречает человека в военной форме, внутренне сознаёт, что рядом – защита и надёжность. Так должно быть, однако, встречаются исключения, и довольно часто. Как монашеская ряса не всегда говорит о православной духовности священника, так и форма с погонами может скрывать случайного в среде настоящих служителей правопорядка.

Многое запоминается в сравнении: было хорошо – стало хуже, или наоборот.

Начну с хорошего, с чем встречался десятилетия назад. После окончания школы, когда до службы в армии оставался год, работал на военном заводе «Арсенал» в Риге шлифовщиком по металлу. Одновременно окончил водительские курсы, получил права шофёра 3-го класса. Как-то вызывает начальник цеха и говорит: «Водитель нашего цеха повредил ногу, месяц будет на излечении, прошу тебя подменить его». Надо выручать – я согласился. Бортовая машина новая, в управлении лёгкая...

Ехать за металлическими заготовками надо было через весь город. Отсутствие опыта проявилось в первый же день: меня встретил останавливающий жест инспектора дорожного движения. Милиционер лет сорока, похож на подростка: маленький, щупленький. Погоны младшего лейтенанта. «Водитель, прошу выйти из кабины». Выхожу, предъявляю путевой лист и водительские права. «Молодой человек, – продолжает инспектор. – Вы нарушили правила движения...» Оказалось, что я трижды нарушил правила. Далее был подробный инструктаж. Вот его слова напоследок: «Будьте внимательны. Желаю успеха».

Это был первый урок, когда на пути движения стоял дорожный УЧИТЕЛЬ, в задачу которого входило прежде подсказать, научить, но не наказать. Эта встреча запомнилась надолго, я часто вспоминаю добрым словом этого человека в погонах, у которого не первом месте была безопасность движения. В то время я не слышал, что такое взятка...

Наше время. Едем на «жигулёнке» в черте города, за рулём опытный водитель, мой товарищ. На перекрёстке дорог не работают светоуказатели движения. Регулирует безаварийность полицейский инспектор ГАИ (ГИБДД). Средних лет, корпулентность выше среднего, экипирован современно, на погонах три звёздочки – старший лейтенант. Занял место на середине перекрёстка, стоит уверенно, ноги шире плеч. В правой руке возле уха – телефон, по которому с кем-то увлечённо разговаривает, а в левой – полосатая палка-выручалка, которую он запустил под брюки ниже спины и совершает какие-то известные ему возвратно-поступательные движения. С четырёх сторон автомобили, ждут указаний от занятого регулировщика. Кто-то не выдерживает поведение «юмориста в погонах» и подаёт звуковые сигналы. Наша машина стоит первой к движению, расстояние до полицейского такое, что слышен его голос и отчётливо видны черты его лица. Я не удержался и рассмеялся, на что страж дорожного порядка тут же отреагировал. Поведение пассажира настолько его возмутило, что вместо развода транспорта он спешно указал жезлом на наш «жигулёнок», требуя остановиться на обочине, что мы и сделали. Несмотря на свою тучность, спешно подбежал, слышим его слова: «Выйти из машины. Права!» В это время стоящие с четырёх сторон автомобили самостоятельно, соблюдая правила движения, без участия регулировщика разъехались каждый по своему назначению. Далее следует допрос: «Куда едешь, где живёшь? Пил?» Разворачивает поданные водителем документы, где на водительских правах – фото владельца в военной форме в звании подполковника. «Хозяин дороги» несколько замешкался, изменил выражение лица явного победителя на скромного служителя и с большим неудовольствием выдавил из себя: «Ладно, езжай. Больше не нарушай!»

В принципе, ничего не произошло, но настроение испорчено. Можно ли об этом не говорить? Можно, при условии, если это – единичный случай.

Утверждать, что всё плохо, – значит свести к минимуму огромный и добросовестный труд миллионов служителей законности, без которых не может существовать ни одно государство. Сколько недобросовестных работников в ГАИ (ГИБДД) – не знаю. Ясно, что подавляющее число инспекторов дорожного движения выполняют свои обязанности согласно устава полиции. То же самое можно сказать в адрес автовладельцев, большинство из которых придерживается правил безопасности при езде. Ложку дёгтя в бочку мёда могут подбросить и те, и другие, отчего возникают противоречия и ненужные пересуды.

Без сомнения, у нас разные люди, разные характеры, у каждого свой душевный склад и психика. Но это не даёт права вести противозаконную деятельность с выгодой для себя.

Когда пчела добывает мёд, она трудится на износ, и называется это – взятка. А как называется поведение «хозяи­на» на дороге, который приспособился добывать, вернее – выбивать дополнительный презент с автовладельцев, даже если они едут без нарушений? Придумать причину легко, а отказаться от соблазна не хватает совести.

Отношение дорожной полиции ко всему, что происходит на дорогах, это часть отражения жизни наших граждан ко всему происходящему в стране. Кому как выгодно, тот так и действует. Если осознаёт своё превосходство, значит, появляется смелость ставить свои условия. Здесь принцип: нарушить закон за определённую мзду – можно, только осторожно! Так и делают.

Каждый водитель уверен, что езда за рулём в нетрезвом состоянии ведёт к преступлению. Всё равно едут! После дорожного происшествия грозит наказание (таков закон), но в обход его виновный ищет всевозможные лазейки, чтобы избежать ответственности. Давать взятку нельзя, но дают; брать взятку нельзя, но берут! С такими перекосами взаимных уступок мы ещё долго будем «выравнивать» наше государство. Так поступают отдельные граждане, после чего бьют себя в грудь и кричат: «В России не действуют законы, нужны реформы и смена власти!»

Деньги и благосостояние становятся выше кодекса чести? Обидно, что мы теряем святое. Значит, ещё раз надо говорить о том, что на должности, где первым внутренним принципом является совесть и честь, надо не набирать, а избирать после профессиональной проверки на верность и преданность выбранного пути. Для России это единственный путь не потерять народное доверие, в котором заключена традиционная непобедимость при единении и духовности. Это касается не только людей в полицейских мундирах.

...Едем по дороге, впереди пост ГАИ (ГИБДД), где по белому снаряжению отчётливо видны сотрудники полиции. Нет былой уверенности в том, что эта дорожная служба с погонами создана для охраны уверенности при езде и взаимного доверия. В этом сыграла свою роль та самая ложка дёгтя, от которой идёт запашок. Говорить о нарушении прав человека согласно Конституции? Кому? Обернётся так, что сам виноват будешь. Такая «демократия» грозит усилением коррупции во всех эшелонах власти.

Полагаю, что двигаться вперёд с плохим настроением никому не хочется. А вы, уважаемые земляки, что об этом думаете?

В.М. ЖУК

г. Сальск, Ростовская обл.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Копилка советов