«Штормовое предупреждение» правительству
Такое можно видеть лишь раз в году. По красной ковровой дорожке в зал заседаний Госдумы шествуют премьер и его свита: заместители, министры, руководители ведомств. Правительство отчитывается о работе за 2015 год.
Накануне во фракциях допоздна обсуждали вопросы докладчику, тезисы выступлений своих лидеров. И Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами тоже просил хорошо подготовиться: «Могут быть вопросы нелицеприятные».
Оснований для них достаточно. Падение производства, финансовые проблемы, нестабильность рынка. Прежде, сказал премьер в своём докладе, выручали доходы от экспорта сырья, иностранные кредиты. Нынче на эти источники рассчитывать не приходится.
Правительство ищет баланс между экономией ресурсов и созданием стимулов роста. Инфляция опустилась ниже восьми процентов, госдолг сохраняется на уровне 13,6 процента ВВП. С июля увеличивается МРОТ, до 2018 года не будут повышаться налоги. Мы добились самой высокой в истории России продолжительности жизни – более 71 года.
Идёт диверсификация экономики. Особой гордостью назвал премьер агропромышленный комплекс, который показывает рост, когда многие другие отрасли падают. Правительство будет оказывать помощь «отраслям прорыва»: машиностроению, агропрому, жилищному строительству, и не намерено проводить реформы за счёт ущемления социальных прав граждан.
Последний «посыл» озадачил даже отъявленных оптимистов. Пока премьер произносил свою речь, депутатам поступали неутешительные новости. В марте на треть увеличились долги по зарплате, растут платежи за коммунальные услуги. Галина Хованская напомнила докладчику об этих проблемах, спросила, зачем власть перекладывает на собственников заботы о капитальном ремонте жилья. «Должны платить, – сказал премьер. – Ведь платят владельцы частных домов. Другое дело – материально помочь отдельным категориям граждан. Законом такое предусмотрено».
Главной мишенью критики стал, конечно, финансово-экономический блок правительства.
Центробанк, напомнили Николай Коломейцев, другие, приобрёл у США ценные бумаги на 97 миллиардов долларов. В то же время предприятия задыхаются от нехватки кредитов. А Внешэкономбанк, подконтрольный правительству, задолжал кредиторам полтора триллиона рублей. Как такое могло случиться?
– В покупке иностранной валюты нет политики. Этим инструментом пользуются многие страны. Китай, например, – пояснил докладчик. – А задача ВЭБа – поддерживать серьёзные государственные проекты. Без этого банка мы не могли бы справиться с проведением Олимпиады в Сочи. Для финансирования деньги пришлось занимать, в том числе на невыгодных условиях.
«Нужны ли нам сегодня многие затратные, показушные проекты? – высказывались сомнения. – И почему при дешёвой нефти дорожает горючее?» Структура цены его, ответил премьер, сложная. Зарплата, налоги, акцизы. Всё же у нас оно не самое дорогое. Литр бензина Аи-95 стоит, в переводе на американскую валюту, 55 центов. А в Польше – доллар, в Германии – полтора.
Но эти страны – импортёры. Мы же энергоресурсы продаём. Только выручка зачастую идёт мимо казны, а списки долларовых миллиардеров, несмотря на кризис, пополняются новыми именами. Счётная палата сообщает о фактах воровства, нецелевого использования средств. «Почему правительство упорно отклоняет законопроект о конфискации преступно нажитого имущества? – спросил Олег Нилов. – Это укоротило бы руки «грязнохватам».
К конфискации надо подходить осторожно. Есть сложности с разделением имущества между родственниками. Но проблема, согласился докладчик, всё же тут есть.
При нынешнем составе правительства эту, как и многие другие проблемы, не решить, заявил Геннадий Зюганов, подводя итоги обсуждения отчёта. И поделил кабинет на три противоречивых фракции: патриотов-государственников, торгово-спекулятивную и молчаливо-послушную. Первая сделала всё, чтобы вернуть Крым, блестяще провела военную операцию в Сирии, строит космодром Восточный, укрепляет наши рубежи в Арктике.
Вторая душит реальный сектор, образование, науку, медицину, социальную сферу. Результат известен: падение производства, обнищание народа. В общем, правительства как единой команды нет. Реальной программы выхода из кризиса – тоже. Зато есть она у коммунистов, сообщил Г. Зюганов.
Как и в знаменитых «Апрельских тезисах» Ленина, в ней тоже десять концептуальных пунктов. Контроль финансовых операций, национализация природных ресурсов, железных дорог и связи. А также «новая индустриализация», поддержка села и малоимущих, регулирование цен на топливо и товары первой необходимости. Далее, отмена НДС, налога на землю и недвижимость по кадастровой стоимости.
Беспомощность, некомпетентность кабинета констатировал и председатель «Справедливой России» Сергей Миронов. Министр экономического развития Алексей Улюкаев из месяца в месяц оценивает состояние кризиса как «дно, край, нижняя точка» и не предлагает способов, как от этой «точки» оттолкнуться.
Вложения в реальный сектор, по мнению С. Миронова, единственно верный путь. Чуть добавили средств агропрому – и вырос объём производства. Всего 5,2 миллиарда рублей дали предприятиям, выпускающим сельхозтехнику. В результате – четырёхкратный рост закупок их продукции. На большее денег якобы нет. Зато два триллиона рублей за два последних года потратили на поддержку банков. Они же исповедуют принцип: «Хороший кредит – не выданный кредит». И тратят деньги на валютные спекуляции, на высокие зарплаты, премии своим работникам.
– Куда же вы смотрите, чего ещё ждёте? – обратился он к сидящим в ложе членам правительства.
«Апрельские тезисы» Владимира Жириновского просты и привлекательны. Приостановить членство в ВТО, чтобы не мешала развиваться нашему сельскому хозяйству. Поддержать малый бизнес, фермерам отдать 70 процентов торговых мест в городах, регионам списать долги, а чиновникам ограничить зарплату двумястами тысячами рублей. Ввести госмонополию на спиртное и табак.
Словом, парламентские партии воспользовались отчётом как бесплатной рекламой своих предвыборных программ. Но нельзя отмахнуться от суровой критики экономического курса страны, высказанной от имени россиян, решительно им недовольных. Это – «штормовое предупреждение» правительству. Сделает ли оно соответствующие выводы?
Александр ДЕМИДОВ
г. Москва