По-вашему трапезная, а по-нашему – кафе

Станица Старочеркасская остаётся ареной борьбы между православной церковью и светским обществом

Ситуация вокруг Атаманского дворца в Старочеркасской снова получила неожиданное развитие. Мы уже писали (см. материал «Примирение и согласие», № 26) о том, что руководство музея-заповедника решило пойти на мировую с Ростовской епархией. В сложившейся ситуации, когда передачу церкви Атаманского дворца и ещё трёх музейных объектов можно было считать делом решённым, это воспринималось как капитуляция. 

Но 22 августа на очередном заседании Арбитражного суда Ростовской области был обнародован проект мирового соглашения, подготовленный юристами музея-заповедника.

Неожиданностью оказался пункт 2, согласно которому министерству имущества Ростовской области предлагается фактически отменить своё собственное распоряжение от 29 августа прошлого года. Напомним, именно это распоряжение запустило процедуру передачи Атаманского дворца и ещё двух музейных объектов в собственность РПЦ; с него и начался конфликт между музеем и епархией, который привёл к судебному разбирательству.

– Мы предлагаем следующий вариант: спорные здания остаются в федеральной собственности и в совместном пользовании у музея и епархии, – комментирует ситуацию адвокат Виктория Мухина, представляющая интересы Общества охраны памятников и Старочеркасского музея-заповедника.

Если проект мирового соглашения примут, то и музей, и епархия смогут устраивать в Атаманском дворце выставки, фестивали и другие мероприятия – вместе или порознь.

Самое главное, что в этом случае Атаманский дворец останется в ведении светской власти. А значит, ему не грозит судьба, например, дома Жученковых, куда простым смертным теперь вход заказан и где, по словам самих священно­служителей, теперь находится резиденция митрополита. 

Что по этому поводу думают в министерстве культуры и в епархии, пока неизвестно – скорее всего, это выяснится на следующем заседании суда, назначенном на 
5 октября. 

На службу ходят туристы

А что думают жители Старочеркасской? Действительно ли им так необходимо тотальное воцерковление станицы, на котором настаивает епархия? 

– Люди резко отрицательно относятся к амбициям церкви, – говорит старший научный сотрудник отдела научных экспозиций и архитектуры Старочеркасского музея-заповедника Татьяна Ямнова. – Причём перелом в сознании произошёл в последнее время. Когда посягнули на Атаманский дворец, их это сильно зацепило – это же их казачья история.

Встречают на улице, спрашивают: «Какая помощь нужна? Может, подписать какое-нибудь письмо?» Экскурсанты тоже беспокоятся: «Мы пришли посмотреть, как жили казаки в XVIII веке. А больше мы этого не увидим?» 

Кстати, письма от старочеркассцев, протестующих против передачи Атаманского дворца, с несколькими сотнями подписей уже отправлены губернатору и не только. Реакции нет. 

– Благочинный монастыря жаловался мне, что на службу приходят в основном туристы. А местных прихожан – от силы человек пять, – говорит руководитель Ростовского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин. 

«Церкви положено бесплатно»

В середине августа несколько жителей Старочеркасской обратились в редакцию «Крестьянина»: прошёл слух, что монастырь хочет получить ещё участок земли – якобы строить дома для паломников, причём на берегу Дона, где строительство, вообще-то, запрещено. И хотя, согласно тем же слухам, местная администрация отказала святым отцам, осадок остался. 

Глава Старочеркасского сельского поселения Евгений Галицын категорически отмёл эти слухи – дескать, мало ли что народ говорит:

– Вы о чём? У монастыря нет земли на берегу. Все тамошние поляны – это собственность муниципалитета. Мы там проектируем два парка, – глава демонстрирует мне чертежи.

– Может, вы имеете в виду то, о чём спрашивали на совещании?

По словам Евгения Викторовича, дело было так. В начале августа глава района Виталий Борзенко проводил совещание с настоятелями всех старочеркасских церквей.

Настоятель церкви Петра и Павла попросил помощи с подключением электричества и отопления, а также задал вопрос: нельзя ли получить участок земли для обустройства паломников? 

– Я сразу сказал: «Просто так – нельзя. Хотите – покупайте». Он мне отвечает: «Церкви положено давать бесплатно». Я отказал: если бы ещё под храм, а то под строительство каких-то домов… Или в другой раз приходит отец Макарий: нужно 15 соток для устройства трапезной и ещё чего-то. Я говорю: «Это по-вашему трапезная, а по-нашему – кафе».

Нет такого закона, чтоб раздавать землю бесплатно.

Всеобщее достояние

– Скоро 300-летие собора. Но посмотрите, во что они его превратили! – говорит Татьяна Ямнова. – Всё сыплется, отваливается... А мы каждые два года его ремонтировали. Купола всегда были зелёные, а теперь…

Теперь купола по неизвестным причинам стали траурно-серыми, почти чёрными, что сильно изменило традиционный вид Старочеркасской, где весёлая окраска куполов гармонировала с окружающей зеленью. 

По словам Татьяны Ивановны, музейщиков очень поддерживают потомки атаманов Ефремовых. В одном из писем от них, в частности, говорится:

«Мы пообщались со своими родственниками, проживающими в России и за её пределами, и пришли к обоюдному согласию – дворец атаманов Ефремовых жив, пока он является всеобщим достоянием. Как только он перейдёт в собственность епархии, доступ к нему будет прекращён не только туристам, которые приезжают в Старочеркасск со всего света, но и нам, законным представителям рода Ефремовых».

Коммуналка с православным уклоном

А тем временем судьба Атаманского дворца обрастает новыми версиями. Ещё об одной из них нам рассказал Александр Кожин:

– Недавно я был в Старочеркасской на встрече с Виктором Водолацким (казачий генерал, экс-депутат Госдумы от партии «Единая Россия», бывший атаман «Всевеликого войска Донского». – А.К.). Он сообщил, что есть договорённость о том, что епархия откажется от своих притязаний на Атаманский дворец, а взамен получит некий объект в Ростове-на-Дону (какой – он отказался назвать). Возможно, это и будет реализацией мирового соглашения, о котором шла речь в суде. 

Принятие мирового соглашения в приведённой выше редакции, вероятно, стало бы решением массы проблем. Правда, породило бы ещё – как минимум – одну. Потому что трудно себе представить мирное сосуществование и совместную деятельность двух организаций, только что выяснявших отношения в суде. На бумаге цели и задачи музея и церкви во многом схожи, но на практике это совсем не так.

Дай бог, чтобы Атаманский дворец не превратился в коммунальную кухню с православным уклоном.

Анна КОЛОБОВА
Фото автора

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Общество
Газета: Газета Крестьянин