Вам отвечает доктор Афанасьев
Здравствуйте, дорогие друзья-читатели. Рад новой встрече с вами. Действительно, очень рад. Ведь общение, тем паче с помощью писем, – одна из главных черт, которая отличает человека от не-человека. И одна из немногих радостей, доступных практически всем. В «Аптечке» мы часто говорим о таблетках, уколах, лекарственных травах и диетах. Но нельзя забывать, что одним из самых сильных средств воздействия на душу и тело является слово. Доброе слово лечит. Злое – наносит раны, иногда сильнее ножа. Может, эти раны не сразу заметны, однако через несколько месяцев или лет они проявятся инфарктами и инсультами, гипертонией и расстройствами поведения. Почему у нас в стране так много больных и несчастных людей? В том числе потому, что с экранов большинства телеканалов непрерывно рассказывают об ужасных событиях. Что мы должны сделать, чтоб стать хоть немного здоровее и счастливее? Прежде всего, выключить телевизор. Или оставить лишь детскую «Карусель». Одного выпуска новостей за день более чем достаточно. Всё остальное сообщат на работе либо во дворе. Главное – новости должны быть хорошими, добрыми. Мы все должны нести добро. Как минимум – доброе слово своим близким, друзьям и соседям.
Ваш доктор Сергей АФАНАСЬЕВ
Сложный случай
Здравствуйте, Сергей Эдуардович! Мне 76 лет, болею я второй год. Три раза вызывала врача-терапевта на дом, потом стало вроде лучше, ходила к неврологу, поставили диагноз – невралгия. Изначально болело все, не вставала с постели. Это случилось после травмы, упала дома, зашибла спину, грудную клетку, поломала три ребра, выписывали много лекарств, таблетки «Диклофенак», уколы, уже забыла, какие. В общем, в последний раз врач направил к травматологу. Диагноз – остеопороз, так было написано после рентгена. Травматолог выписал лекарство «Нейродикловит», «Остеогенон», мазь мазать мышцы «Найз» и посоветовал носить корсет, меньше заниматься физической работой. Я согласна, что у меня остеопороз, но у меня ещё болят мышцы, просто ноющая боль, и ничего не помогает, никакое обезболивающее средство, ни таблетки, ни уколы. Сначала болит спина, мышцы, потом все кости, и адская боль, я уже не знаю, что делать. И главное, это всё происходит при движении, когда я двигаюсь, что-то делаю.
Пожалуйста, Сергей Эдуардович, помогите советом, может, травками полечиться.
Вера Михайловна
Добрый день, Вера Михайловна. У вас очень сложный случай. Сложный не только потому, что вам ставят разные диагнозы. Прежде всего, он сложный в плане лечения. «Травки», увы, тут особо не помогут. Ведь не действуют гораздо более сильные средства – обезболивающие уколы и таблетки. Остеопороз стал пусковым звеном, запустившим череду других болезней. Сначала из-за остеопороза, то есть хрупкости костей, случился перелом трёх рёбер, плюс ушиб мягких тканей грудной клетки и, скорее всего, позвоночника. Затем развилась хроническая боль.
Переломы одновременно трёх рёбер вообще тяжело срастаются, а в пожилом возрасте, да ещё с остеопорозом, являются огромной проблемой. Именно в это время начали действовать и другие патологические механизмы. Подобные случаи разные специалисты называют и невралгией, и нейропатией, и патологической хронической болью.
Наверняка к вашему состоянию добавились хронические внутренние заболевания, которые есть практически у каждого пожилого человека.
Не буду разбирать каждую болячку. Ведь я вас не обследовал, не видел заключений других специалистов, кроме травматолога. Причём с травматологом я согласен на 100 процентов. Действительно, при остеопорозе с синдромом нейропатической боли необходимо принимать и «Остеогенон», и «Нейродикловит» (либо схожие препараты), и противовоспалительные обезболивающие мази на больные места. Плюс корсет и достаточное поступление кальция с пищей, прежде всего с кисломолочными продуктами и творогом.
Но самое главное в вашем случае – адекватное полноценное обезболивание. Сейчас в распоряжении врачей (и, соответственно, их пациентов) есть немало действительно мощных, сильных ненаркотических обезболивающих препаратов. Ненаркотических анальгетиков – то есть от них не будет зависимости. Некоторые из самых сильных анальгетиков продают только по рецептам врачей в специальных аптеках. Ничего, ради излечения стоит пойти и на такие сложности. Конкретные препараты должен назначить ваш лечащий доктор либо травматолог-ортопед. Хотя травматологи за выпиской рецептов всё равно обычно посылают больных к участковым терапевтам.
Моя тактика в подобных случаях – адекватное полноценное обезболивание от двух до четырёх недель. Само собой, при одновременном приёме «Остеогенона», «Нейродикловита» и других лекарств, назначенных врачами. И после первой же недели без боли (или практически без боли) нужно потихоньку начинать двигаться, делать упражнения, ходить, хотя бы с ходунками, тростью или посторонней помощью. Подразумевается, что кости на местах переломов уже успели срастись. Именно движения на фоне обезболивающих уколов или таблеток разрушат патологический механизм, когда любое движение вызывает боль. После двух-трёх недель такого лечения сильные обезболивающие препараты заменяют на более слабые, а затем постепенно отказываются и от них. Нельзя всю жизнь сидеть на обезболивающих таблетках. Главным лечебным средством для вас станут упражнения, движения и разминки. Когда на кости есть нагрузка, уменьшается и остеопороз. Недаром же говорится: «Движение – это жизнь». И жизнь должна быть в движении.
Врачи – против
В Ипатове, в платной клинике, куда я обратилась выписать мне очки посильнее, врач сказала, что у меня в правом глазу атрофировался нерв, уже серый, я им почти не вижу. У меня катаракта, глаукома, с детства близорукость была: в 8-м классе – -7, потом один глаз -4, другой -5. Теперь этот, -5, не видит, и доктор сказала, что очки надо ещё с меньшими диоптриями. Сын в Риге, а у дочери грудной малыш, ехать со мной в Ставрополь в диагностический центр, где пройти всё надо время, ей сложно: зять работает, а как с малышом кататься больше 100 км туда-обратно и там неизвестно сколько, кругом очереди. В краевую больницу, опять-таки, надо брать направление у доктора во вторник, а у него очередь. Опять я без дочери никуда. А тут пишут в «Народном докторе» в рекламе о лечении в домашних условиях прибором «Глазник» – рекомендации выше всех похвал. Поможет ли он мне при моих заболеваниях?
Сергей Эдуардович, и ещё вас прошу о большом одолжении. Опять же, не могу я попасть и к ушному врачу, а слышу плохо. Что за прибор всё время рекламируют по телевизору – небольшой, вставляется в ухо, и человек слышит. Нужно ли его покупать? Брат был в Москве, позвонил по рекламируемым телефонам и захотел приехать к ним, поговорить. В свидании ему отказали. Сказали, что высылают через интернет. Может, ваши специалисты смогут что-то рассказать об этих чудо-приборах.
М.Н. РУБАН
с. Кевсала, Ипатовский р-н,
Ставропольский край
Врачи-специалисты нашей больницы, офтальмолог и ЛОР-врач (то есть «глазник» и «ушник»), действительно, кое-что рассказали об этих приборах. Особенно разошёлся офтальмолог по поводу прибора «Глазник». Дословно привести слова врачей я не могу, так как закон не допускает использования в СМИ ненормативной лексики. Если коротко – наши врачи категорически против. Это настоящий «лохотрон», цель которого – выманить у пенсионеров как можно больше денег за примитивные аппараты, способные помочь только тем, кто ими торгует.
Давайте разберём сначала приборы для улучшения слуха. По телевизору рекламируют самые разные модели. Однако недаром торговцы отказываются встречаться с потенциальными покупателями, разговаривая только по телефону. Причин нарушения слуха очень много. И вероятность, что вам попадётся нужная модель, примерно такая же, как выигрыш квартиры по лотерейному билету. Единственно правильный вариант – взять направление на бесплатный приём врача-сурдолога (специалиста по нарушениям слуха) и далее следовать его рекомендациям. Либо, для начала, обследуйтесь у ЛОР-врача. Не исключены самые банальные причины. Например, плотная серная пробка. Но удалять её, всего за один приём, должен тоже специалист. Само собой, бесплатно.
В случае покупки аппаратов для улучшения слуха есть мизерный вариант, что один из десятка рекламируемых моделей вам поможет. В случае прибора «Глазник» таких шансов нет вообще. Почему? Там даже теоретически нет функций, которые бы помогли восстановить зрительный нерв. «Глазник» активно рекламируют буквально два-три издания, причём рассказывают о нём сущие небылицы. На десятках и сотнях сайтов в интернете, где собирают отзывы пользователей различными медицинскими приборами, о «Глазнике» отзывы сплошь негативные. У меня складывается такое ощущение, что он не помог вообще никому. То, что «Глазник» получил регистрацию Росздравнадзора, ни о чём не говорит. Есть специальное указание: «Регистрация прибора в Росздравнадзоре не гарантирует и не подтверждает лечебный эффект изделия».
В интернете особо предупреждают: не стоит даже просто звонить по рекламным телефонам «Глазника» и подобных аппаратов. В этом случае высок риск попасть в сети мошенников. Выманивать деньги они научились великолепно. Так что же делать вам? Если не верите заключению врача-офтальмолога в платной клинике в Ипатове, возьмите направление на бесплатный приём офтальмолога в краевой больнице. Записаться к нему можно предварительно, по телефону или по интернету. Большой очереди точно не будет. А дальше – выполняйте рекомендации настоящего врача, а не специалиста по рекламе.
Два вопроса об аллергии
Почему при ОРВИ педиатр назначает противоаллергические препараты? Как сочетается их действие с иммуномодулирующими средствами (кагоцел, арбидол, интерферон)?
Ребёнок – аллергик. Ему постоянно прописывают противоаллергические средства («Зодак», «Эриус», «Дезал» и пр.). Как долго можно применять противоаллергические средства, не вредит ли это организму? Нужно ли делать перерывы и очищать организм («Полисорб», активированный уголь, «Смекта», «Аципол»), как часто? Что делать, если «Зодак» и другие препараты («Эриус», «Лоратадин») перестали помогать (кожные высыпания)?
Инга СЫСОЕВА
г. Шахты, Ростовская обл.
Давайте по порядку. Начну с первого вопроса. Честно говоря, мне непонятно, зачем некоторые педиатры при ОРВИ направо и налево назначают больным детям противоаллергические антигистаминные препараты. В инструкциях к тем же кагоцелам, арбидолам, интерферонам нет никаких указаний, что средства от аллергии могут снижать их эффективность. Однако учитывая предполагаемый механизм действия так называемых «иммуномодуляторов», антигистаминные медикаменты должны препятствовать их работе и вообще тормозить развитие иммунитета к вирусам и бактериям. То есть при «нормальном» течении ОРВИ, в лёгких и неосложнённых случаях противоаллергические средства не нужны. Это моё мнение как терапевта. Некоторые педиатры, возможно, со мной не согласятся. Но именно педиатры отвечают за жизнь и здоровье детей.
Вторым вопросом, Инга, вы отвечаете сами себе, зачем педиатр назначил противоаллергические средства. Потому что ваш ребёнок аллергик. И у него возможны патологические реакции не только на лекарства, но и на сами возбудители инфекции. Что делать и как принимать противоаллергические средства вашему ребёнку? Не знаю. Не знаю прежде всего потому, что я его не видел, не слышал и не обследовал. Кроме того, я терапевт, а не педиатр. У детей многие заболевания протекают иначе, чем у взрослых. Лечение тоже отличается.
Судя по тому, что у ребёнка хронические высыпания, ему, скорее всего, ставят диагноз дерматит/атопический дерматит/нейродермит. Это, да и схожие заболевания с аллергическим компонентом, требуют взаимодействия как минимум трёх специалистов: педиатра, детского дерматолога и детского аллерголога. В некоторых случаях к ним добавляются гастроэнтеролог, пульмонолог и/или нефролог. Таких специалистов, скорее всего, в Шахтах нет либо их мало. Мой совет: возьмите у своего лечащего педиатра бесплатное направление к аллергологу/иммунологу в Ростовскую детскую областную клиническую больницу (поликлиническое отделение), в ОКДЦ либо в детский диагностический центр на Ворошиловском. Только аллерголог, изучивший все анализы и провёдший обследование на возможные аллергены, должен сказать, какие препараты и как принимать.
Зима – лучшее время для аллергодиагностики. И лечение должно начинаться не с лекарств, а с исключения возможных аллергенов. Ими могут быть какие-то продукты питания, бытовая пыль, находящиеся в доме растения или животные, моющие средства… Зачастую усу-
губляют состояние проблемы с пищеварительным трактом, с печенью, почками и лёгкими. То есть нужно выявить не только аллергены, но и сопутствующие болезни. (И лечить их так, как назначит детский гастроэнтеролог, нефролог или пульмонолог.) В борьбе с высыпаниями большая роль лежит на детском дерматологе. Дерматиты не всегда лечат таблетками. Лечение должно быть поэтапным и различаться в зависимости от времени года и от стадии болезни – обострения или ремиссии.
А что при аллергическом дерматите у ребёнка (да и у взрослого) нужно сделать в первую очередь? Прежде всего, убрать в квартире или в собственном доме. Убрать – это означает полностью убрать ковры, тяжёлые портьеры, книги, перьевые и пуховые подушки и одеяла (заменив их синтетическими). А также, увы, убрать растения и домашних животных, включая птиц и рыбок, тараканов и моль. Ежедневно проводите влажную уборку без каких-либо моющих средств. Только чистая вода и тряпки. Поддерживайте в комнате влажность 50-70% и температуру не выше +22 градуса. В квартире не должно быть никаких посторонних запахов. Используйте гипоаллергенные порошки, а ещё лучше – стирайте детские вещи и постельное бельё детским или ланолиновым мылом. Плюс гипоаллергенная диета. О ней я уже не раз рассказывал. Если ребёнку хотя бы на время помогают смекты, полисорбы и прочие адсорбирующие средства, велика вероятность, что аллергеном является какой-то пищевой продукт.
Лечитесь так, как назначат специалисты, в том числе областные. При правильной терапии многие хронические аллергические заболевания, начавшиеся в детском возрасте, к 14-16 годам заканчиваются. Если только не будет постоянного контакта с аллергеном и постоянного приёма противоаллергических средств.