Испытание праздником

Первое января – самый горький и незащищённый день в году. В январе все мы сироты: нас покинул Большой Старый Год, с которым мы сроднились, срослись до мелочей, который мы разгородили на множество дней и надышали их своим теплом. Новый год – это, в сущности, катастрофа: все перегородки рухнули. Теперь всё – заново. И ещё неизвестно, как удастся.

А ведь как хорошо всё начиналось! Бегали по магазинам, закупали подарки, стараясь угадать, кому что понравится. Резали салаты, запекали мясо, украшали ёлку. И главное, самое смешное, самое дикое – опять ждали волшебства, чудесного преображения мира и нас самих, которое обязательно случится в эту ночь. Разве не это обещала нам всеми блёстками, всей сияющей мишурой, шариками и еловыми веточками, свечками и звездочками вся громадная индустрия праздничных обещаний, наращивания новогоднего настроения, даже – новогоднего зуда, заполнившая витрины магазинов, телевидение, радио?..

А потом пробили куранты двенадцать раз – и… всё. И ничего. И ничего не изменилось – остались и мясо, и салаты, и ёлка с лампочками, да только нет больше того напряжённого, до предела взвинченного ожидания, которое ещё минуту назад придавало всему этому смысл. Ночь наливается тяжестью, усталостью, пустотой. Посидим ещё немного да спать пойдём.

И так – каждый год.

Пустые дни

Всей этой первоянварской горечи, пожалуй, и не было бы, не разгороди человек время на три вида ячеек: будни, выходные и совсем особенные дни – праздники. Если в первые из них «положено» работать, во вторые – отдыхать, то в третьи – нечто уж вовсе немыслимое: не просто отдыхать, но ещё и обязательно радоваться и, хуже того, веселиться.

Да, современный человек справляется с красными днями неважно. Он, конечно, уже научился отвлекаться от этого обстоятельства шопингом, развлечениями, выпивкой, наконец. Но факт остаётся фактом: у него, как правило, не оказывается под рукой ни убедительных способов проживания торжества как действительно особого состояния, ни надёжных механизмов выхода из него. Чаще всего роль «особенного» состояния выполняет большое расслабление – после него потом так трудно собраться.

Средства защиты

Одной из самых больших душевных трудностей признают так называемый синдром ожидания – мучительное переживание неминуемого несоответствия между тем, что принято ожидать от торжественных дат, особенно от якобы всё преображающего Нового года, и тем, что оказывается на самом деле. Тем более что культурный прессинг приходится испытывать очень серьёзный: такие ожидания нагнетаются всеми мыслимыми средствами массовой информации в надежде повысить покупательную активность аудитории.

Человек, не готовый и не склонный радоваться в то время, когда радуются (якобы) все, чувствует себя вытесненным на обочину жизни. Впору уже задуматься над тем, чтобы от праздника защищаться.

Средства защиты, кстати, уже разработаны. Психологи давно продумали механизмы более-менее безболезненного соединения выходных с рабочими буднями и предлагают множество способов, чтобы перейти от одного к другому.

Прежде всего – не делать этого рывком, включаться в работу постепенно. Распланировать ближайшие будни. Продлить праздник на рабочем месте, отпраздновав с коллегами или обсудив с ними собственные впечатления. Вообще сделать на рабочем месте что-нибудь бодряще конструктивное: разобрать стол от застарелых завалов, сделать перестановку в кабинете. Придумать себе занятия на вечер.

Но это всё – техники. Чем заполнить его запрограммированную культурой пустоту? Как ответить на главный вопрос: зачем это всё?

Один на один

Первое, что приходит в голову, – сказать себе, что такие дни – просто возможность отдохнуть или, того лучше, наконец-то уже как следует поработать. Причём это последнее кажется даже самым осмысленным. Одна беда: при этом праздник перестаёт быть самим собой.

Однако дело в том, что он нужен человеку именно как таковой. А трудно с праздником потому, что для полноценного его переживания необходим смысл. Человеку нужно понимать, ради чего он совершает все эти заведомо условные действия. Без этого понимания, без доверия условностям ни действия, ни состояния, ни распределения напряжения не получается.

Раз уж мы действительно можем отделить себя от традиционных представлений и не так уж верим в глубине души в то, что в Новый год действительно обновляется Вселенная, мы имеем полное право не насиловать себя. И этим правом стоило бы воспользоваться. Не заставлять себя беспрекословно следовать всем приметам, которые предписывает нам наша явно изголодавшаяся по традициям культура, а распорядиться пространством торжества самостоя­тельно. По крайней мере, постараться.

Кроме отдыха, сброса напряжения, для которого, в конце концов, придуманы и обычные выходные, праздник – возможность взглянуть на собственную будничную жизнь со стороны. Этот день именно потому всегда связан с некоторыми дополнительными усилия­ми, что даёт нам возможность стать другими, не такими, как в будни.

Праздник – форма работы с собой (даже если эта работа – отдых), усилия придания себе формы (даже когда эти усилия – расслабление). Это способ впустить в себя то, чему в будни – в состоянии по определению суетном – не находится места. Праздник – окно в существенное. Он, убирая будничную суету, даёт нам возможность встретиться с тем, что для каждого из нас действительно главное. Оказаться с ним один на один. Отношения с любимым человеком? С семьей? С самим собой? С обществом и государством в целом (хотя бы на уровне того, разделяем мы его праздники или нет)? С Богом? С корнями бытия (а что, почему бы и нет)? Всё может быть. Конечно, можно этого и не заметить. Но тут уж праздник не виноват. Он – только возможность.

Психологи отвечают нам на вопросы только о механизмах проживания праздников, вхождения в них и выхода их них. Но на вопросы о смыслах всего этого, кроме нас самих, никто не ответит.

Вхождение в существенное

Праздник не столько «окно» в Существенное, сколько встреча с ним. Встреча – это как свидание с любимой. Готовишься, волнуешься, мечтаешь – и вот встреча, свидание, полёт души… А потом вспоминаешь дни и часы, проведённые на вершинах блаженства. Праздник тоже после себя оставляет чувство полноты, радости!

Ожидание праздника – это не пустая корзина, которую можно наполнить подарками и угощением. Ожидание – это дорога ввысь, это приготовление к ритуалу. Смысл его заключён во внутренней его сути, а не в форме. Ритуал в понимании психолога есть способ осуществления возможного, развитие. Деятельное развитие. Праздник есть восхож­дение к смыслу бытия, он не постигается в обыденном. Будни погружают сознание в гущу существования. Праздник выносит нас из гущи на вершину, чтобы оттуда увидеть всю красоту бытия, чтобы насладиться красотой, смыслом, подлинностью.

Как горы растут из полей и долин, так праздники вырастают из будней. Будни не пустота, и человек не алчет праздника в тоскливой пустоте. Человек к празднику выносит своё лучшее из дома души на праздничную площадь: надевает лучшую одежду, читает молитву, готовит свои лучшие блюда, берёт в руки гитару и пускается в пляс от радости.

Первое января – сладость новизны, благодарность к прошедшему, планы, проекты, мечты… Новый календарь, новая записная книжка, блокнот, встречи. Трепет восхождения к новой вершине.

Выразить свое отношение: 
Рубрика: Полезные советыЗдоровье
Газета: Газета Аптечка