Семь лет жалоб – два года колонии

Суд вынес приговор по делу о загрязнении Левенцовки 

Мы уже неоднократно писали об Айказе Саядяне – учредителе завода по производству мастики, праймеров и автохимии в посёлке Левенцовка. Семь лет назад местные жители начали жаловаться на зловонный химический запах, исходящий от завода. В 2011 году по решению суда производство закрыли, но осенью 2015 года резкий запах появился вновь. Начались проверки. Экспертиза показала, что концентрация нефтепродуктов в воздухе и почве зашкаливает – превышена в 980 раз. На Айказа Саядяна завели уголовное дело по двум статьям: «Загрязнение воздуха» (применяется впервые в Ростовской области) и «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ». 22 марта Советский районный суд вынес приговор – совсем не такой, какой подсудимый ожидал. 

К журналистам Айказ Саядян подошёл сам и заявил, что пресса нынче необъективная, правда никому не нужна. 

– Мой работник совершенно случайно разлил битум. В этом – всё преступление, – уверял он. – Местные жители не идут на контакт – предпочитают конфликт. Говорят, что завод всё ещё работает, жалобы пишут. Это клевета, я с июня не работаю. Жители по-прежнему приходят, устраивают проверки – всех принимаю. Я на предприятии каждый день нахожусь.

– Что вы там делаете, если завод не работает?

– Сторожу. Там хранится неработающее оборудование, всё очистили, готовимся к продаже. 

Местная жительница Любовь Уварова утверждала обратное:

– Пахнет то хлором, то серой. А с утра пораньше – аммиаком. Как можем, спасаемся. Вонь жуткая, проникает куда угодно – даже через вытяжку над газовой плитой на кухне. Мы её плёнкой и скотчем заклеиваем. Ещё флюгеры самодельные установили: от видеокассет плёнку на ленточки порезали, к веткам прицепили и смотрим, откуда дует. Если идёт восточный ветер, то на улицу лучше не выходить.

До начала заседания обвиняемый был весёлым, много шутил. 

– Экологическое законодательство – очень динамичная отрасль права в России, и мой подзащитный просто не успевал за изменяющимися нормами, – рассуждал Михаил Власов, адвокат обвиняемого. – Мы частично возместили ущерб пострадавшему, – перевёл взгляд на Арутюна Топчиева, представителя министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области. – Наиболее адекватным наказанием был бы штраф. Так Айказ Феликсович получит второй шанс на занятие такой деятельностью; он будет знать, что законодательство нарушать нельзя. 

– Подсудимый действительно частично возместил ущерб, – подтвердил Арутюн Топчиев. – Оплатил 10 тысяч рублей из 468.

Приговор Айказа Феликсовича ошарашил: ему предстоит два года отбывать наказание в колонии-поселении, выплачивать государству штраф в размере 50 тысяч рублей и возмещать ущерб – оставшиеся 458 тысяч. Кроме того, два года ему запрещено заниматься деятельностью, связанной с производством гидроизоляции.

Неожиданно жёсткий приговор адвокат объясняет тем, что в год экологии давление общественности на судью – один из решающих факторов. Осуждённый называет решение суда бредом и маразмом, сообщает о намерении его обжаловать. В этом случае апелляционный суд состоится через два месяца. 

Ирина БАБИЧЕВА

Выразить свое отношение: 
Рубрика: ЭкологияЗакон
Газета: Газета Крестьянин