Время идёт, «подвижек» не видно
Госдума накануне отчёта правительства
Он ожидается день в день с отчётом предыдущим. И, как прежде, не утешительны итоги. ВВП – в минусе. Доходы населения сократились на пять с лишним процентов, а число бедных увеличилось. Мировой кризис не отступает, и санкционные тиски не ослабили давления.
Усилиями ветвей федеральной власти проведён масштабный «мозговой штурм». Совещания правительства, парламентские слушания. И форумы: Гайдаровский, Московский экономический, Биржевой. Руководители министерств и ведомств, законодатели, политики делились мнениями о том, как преодолеть «чёрную полосу».
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин ожидает нынче роста ВВП на два процента. При условии, что курс национальной валюты упадёт до 68 рублей за доллар, а цена нефти – с 55 до 40 долларов за баррель. Тем временем другое министерство – энергетики – прилагает усилия к тому, чтобы этот баррель укрепить. Иначе как свести в бюджете дебит с кредитом и откуда взяться тогда росту ВВП?
Реальному сектору недоступны кредиты, а налоги душат товаропроизводителя. И бедность проблема в том числе экономическая, ибо подавляет внутренний спрос. Министр финансов Антон Силуанов уверен, что бюджетные расходы не могут расти без увеличения налогов. Притом что премьер обещал депутатам до 2018 года их не повышать. Эльвира Набиуллина полагает: быстрое снижение ключевой ставки оживило бы экономику, «но этот “пузырь” быстро сдуется».
Алексей Кудрин, Герман Греф, Анатолий Чубайс, другие сторонники либеральной школы настаивают на поддержке банков и предпринимательства, сокращении роли государства в экономике, расходов на оборону и «социалку», на повышении пенсионного возраста.
Что же в сухом остатке? Правительство принимает очередные стратегии, программы развития. Федеральные, региональные, отраслевые: до
2020-го, 2025-го, 2030 года. В моду вошли «дорожные карты». Тут и машиностроение, образование, медицина, транспорт, информатика. Всего не перечесть, а по сути – те же планы мероприятий. Согласно одной из карт, отмечалось на пленарном заседании Госдумы, к 2025 году появится у нас тысяча самолетов «МС-21». Сегодня их должно быть около пятисот, а в наличии только 92. «Аэрофлот» закупает «Боинги», «Эрбасы», за бюджетные деньги стимулирует чужое производство.
«Дорожные карты», «стратегии» рассчитаны на 10-20 лет. К тому времени отыскать «верстальщиков», учинить с них спрос за результаты будет сложно. Зато сейчас неплохо живётся менеджерам компаний-подрядчиков. По данным независимых экспертов, за год армия наших толстосумов (состояние от 30 миллионов долларов и больше) увеличилась на 250 человек. Их совокупный капитал – на 40 миллиардов долларов.
В стране, по сути, нет среднего класса. Материальное благосостояние госчиновников вполне приличное. Среднемесячная зарплата федеральных служащих, несмотря на обещания премьера её урезать, составила 115,7 тысячи рублей. Самая высокая – 228,47 тысячи, в аппарате правительства. В администрации президента – 218,65 тысячи, Совета Федерации – 176,15, Госдумы – 154,85 тысячи рублей.
Заработок руководителей госкорпораций достигает баснословных сумм. Считается, «дешёвый» чиновник государству обходится дороже. Но есть и другая истина: «Кому многое даётся, тот ещё больше возьмёт сам». За отчётный период по подозрению во взятках арестовано ещё несколько губернаторов. И даже федеральный министр, так и не успевший нащупать дно кризиса.
Думская оппозиция надеется услышать от докладчика и комментарии по поводу информации, размещённой в интернете. Приведены примеры, якобы свидетельствующие о его коррупционном поведении. С момента публикации прошло больше месяца, но ни премьер, ни его окружение не дали на сей счёт обстоятельных разъяснений. Между тем, затрагивается честь и достоинство главы правительства, федеральной власти.
Группа депутатов предложила поручить комитету Госдумы по безопасности и противодействию коррупции обратиться в компетентные органы с просьбой проверить факты. По результатам либо поставить вопрос о виновных в злоупотреблениях, либо о наказании лиц, причастных к распространению ложных сведений.
«Единороссы» не согласились. Председатель вышеназванного комитета Василий Пискарёв пояснил: источник информации не заслуживает доверия. Сам он, будучи одним из руководителей Следственного комитета РФ, сталкивался с подобными сигналами от Алексея Навального. Они не соответствовали действительности.
Елена Ямпольская предложила каждому, кто приходит на госслужбу, вручать подарочное издание «Сказки о рыбаке и рыбке». Чтобы чиновник понимал, к чему приводят необузданные потребности, чем это заканчивается.
Но не сами ли парламентарии создают им питательную среду?
Взять хотя бы так называемый «закон Тимченко». Он разрешает бизнесменам, включённым в санкционные списки, не платить налоги с доходов, получаемых за рубежом. Это предприниматели, политики, топ-менеджеры. Среди них – «особы, приближённые ко двору»: совладелец «Новатэк» Геннадий Тимченко, экс-президент РЖД Владимир Якунин, глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Ранее в Госдуму уже вносили подобный законопроект. Он предлагал компенсировать из госбюджета убытки предпринимателям, пострадавшим от санкций. Тогда вызвал бурю возмущения в прессе, обществе и был отозван. Теперь новый «заход». На пленарном заседании Владимир Жириновский напомнил: те, кому власть таким способом оказывает материальную поддержку – люди самые богатые. И задал риторический вопрос: «У них совесть есть?»
От санкций прежде всего страдают малоимущие. МРОТ – ниже прожиточного минимума. Денег, чтобы его увеличить, вроде бы нет. Их вполне хватает, уверен экономист и сенатор Сергей Калашников. Сумма – не менее 50 триллионов рублей – сравнима с объёмом годового ВВП. Но Центробанк и Минфин, руководствуясь ведомственными интересами, их маринуют.
Андрей Макаров, председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, в доводах оппонентов узрел «дешёвый популизм». Закон одобрен, а «популистов» Кремль, руками парламентского большинства, намерен укротить. Депутатов обяжут регламентировать встречи с избирателями, согласовывать с местными властями. Подготовлены поправки в соответствующий закон. «Единоросс» Ирина Белых успокаивает коллег: у нас, мол, с вами полное право на контакты. Но только в закрытых помещениях, во дворах. Причём последнее допускается не на всей придомовой территории, а в «приспособленных для этого местах».
Необходимость нововведений объясняют заботой о самих гражданах. Депутаты используют свой статус, чтобы под видом встреч с избирателями проводить несанкционированные массовые мероприятия. Это создаёт помехи движению транспорта, подвергает опасности митингующих.
Парламентская оппозиция увидела тут «закручивание гаек» перед грядущими выборами. «Едва выйду на улицу, люди обступают с вопросами, жалобами. Что же теперь, просить разойтись или убегать от них самой?» – недоумевает Тамара Плетнёва. Можно ли заранее согласовать встречу, когда замерзающие в своих квартирах жильцы взывают о неотложной помощи? Или когда граждане, грудью вставшие перед бульдозерами, готовыми снести памятник архитектуры, уничтожить парк, требуют срочного вмешательства слуги народа?
Перед обсуждением этого документа коммунисты демонстративно встретились с избирателями у стен Госдумы. На пленарном заседании заявили: «Поправки ставят всех нас в зависимость от местных властей, обрезают крылья».
– Депутатам крылья не нужны, – парировал председатель палаты Вячеслав Володин.
Чистосердечное признание. Озвучивать, визировать указания «оттуда, где решается всё». Нужны ли для этого «крылья»?
Что до отчёта правительства, сенсаций не ожидается. Одобрят, примут к сведению. Может, пошумит, покритикует оппозиция. Но голос её слаб и не изменит ход событий.
Александр ДЕМИДОВ
г. Москва